Тайны архива Селина: 77 лет неизвестности – и новые загадки

История с обретенным архивом французского классика Луи-Фердинанда Селина в который раз доказала, что жизнь, если захочет, легко может обставить любой роман. Напомним: архив, включающий среди прочего тексты 3 законченных романов, был похищен в августе 1944 года, вскоре после того, как писатель был вынужден бежать из Франции. Впоследствии нигде, никак не удавалось обнаружить не то что следы пропажи, но и хотя бы один листок из похищенного. 

Луи-Фердинанд Селин. Фото: dic.academic.ru

В ноябре 2019 года умирает вдова и наследница Селина, Люсетта Детуш (Селин — псевдоним писателя, Детуш — настоящая фамилия). По ее завещанию права на произведения классика переходят адвокату Франсуа Жибо и бывшей ученице Люсетты, Веронике Шовен. Проходит еще несколько месяцев, к правообладателям является некий Жан-Пьер Тибода, бывший журналист газеты «Либерасьон», и отдает архив Селина, который, по его словам, находился у него на сохранении более 15 лет.

Архив ему передал неизвестный читатель с одним-единственным условием: чтобы при жизни Люсетты ей не досталось ни гроша от публикации рукописей мужа. Как честный человек, Тибода дождался смерти вдовы Селина (она, к слову, прожила целых 107 лет) и отдал архив тем, кто имеет на него полное право. 

Исследователи ошеломлены, журналисты пишут о сенсации, поклонники Селина (второго самого популярного французского писателя в мире, после Пруста) обсуждают, когда, наконец, будут опубликованы вновь обретенные тексты. Однако мало-помалу становятся известны различные детали, которые придают всей истории — и так экстраординарной — несколько иной оттенок. Например, что наследники не только не выразили никакой благодарности Тибода, но и подали на него в суд за сокрытие краденого.

Луи-Фердинанд Селин

Луи-Фердинанд Селин. Фото: эгоисты.рф

Надо сказать, что бывшие коллеги Тибода по «Либерасьон» оказались едва ли не самыми первыми, кто стали подозревать, что их товарищем могли двигать отнюдь не бескорыстные мотивы. 11 августа в вышеназванной газете вышли несколько статей, посвященных архиву Селина. Из них стало известно, что Тибода работал в «Либерасьон» до 2006 года, что он вел рубрику о театре и что в качестве театрального критика он однажды пересекался с Люсеттой Детуш в 1992-м, на представлении пьесы Селина «Церковь». 

Когда связались с самим Тибода, он повторил свой рассказ о том, как «где-то в середине нулевых» ему позвонил некий читатель, который затем принес на встречу архив Селина. И тут возникает проблема.

По некоторым сведениям, этот архив занимает примерно кубический метр, а адвокат Жибо заметил, что если даже просто сложить друг на друга папки с текстами, в высоту они будут не меньше полутора метров. Это не тот объем, который станут таскать с собой, даже толком не условившись о том, что противоположная сторона примет эту гору бумаг. И даже если предположить, что их все-таки притащил с собой некий здоровяк, в рассказе Тибода странным образом отсутствуют подробности того, как он сам намучился, неся эти тяжеленные сумки или, допустим, заталкивая их в багажник машины.

Луи-Фердинанд Селин

 Луи-Фердинанд Селин. Фото: fb.ru

Правообладатели не стали скрывать от прессы, что не верят ни единому слову Тибода. Они считают, что все было гораздо проще: он действовал в сговоре с кем-то из семьи Оскара Розембли, малоприятного типа, которого долгое время подозревали в том, что он мог иметь отношение к исчезновению архива в августе 1944 года. Дочь Розембли умерла в ноябре 2020 года, а за несколько месяцев до этого Тибода вышел на правообладателей со своим заявлением, что знает, где находится архив Селина. Внук предполагаемого похитителя — левый журналист и, возможно, знаком с Тибода, которого теоретически мог попросить быть посредником в таком щекотливом деле. 

Журналисты «Либерасьон» связались с внуком, но он яростно опроверг их инсинуации, заявив, что изумлен происшедшим не меньше остальных.

Так или иначе, история о том, каким образом архив оказался у Тибода, который никогда особо не интересовался Селином и не имеет к нему никакого отношения, затрещала по швам. Весьма возможно, что Тибода выдумал, что бумаги находились у него более 15 лет, потому что во Франции существует закон о журналистской работе, который разрешает журналистам не открывать свои источники. И Тибода решил, что этот закон может его защитить. Журналистом он перестал быть в 2006-м, отсюда и туманное «более 15 лет».

Фото: web.archive.org

Через несколько дней адвокат правообладателей Жером Ассу дал интервью газете «Фигаро», в котором расставил точки над ё, и стало ясно, что все развивалось не совсем так, как рассказывал бывший журналист, а местами – совсем не так. Мэтр Ассу сообщил, что адвокат Тибода, некий Эммануэль Пьерра, связался с Франсуа Жибо, которого знает лично, 12 июня 2020 года. Пьерра заявил, что у его клиента есть множество неизвестных текстов Селина. 

Далее последовала встреча обоих правообладателей с Тибода, — который, однако, не собирался отдавать им документы, пока Франсуа Жибо и Вероника Шовен не выполнят его условия. Он требовал, например, чтобы при издании учитывалась работа, которую он успел провести с текстами, и чтобы весь архив был передан в фонд IMEC, в котором сам он состоял. 

Встреча закончилась ничем, но Франсуа Жибо успел запросить полный перечень документов, которые находились в распоряжении Тибода. Позже мэтр Пьерра выслал этот перечень ему и Веронике Шовен, уверенный, что речь идет о переписке между адвокатами — которая по французским законам не подлежит огласке ни при каких обстоятельствах. 

Фото: elmundo.es

Тут-то более опытный мэтр Жибо и сумел, судя по всему, поймать Пьерра, потому что Вероника Шовен не является адвокатом. В конечном счете, так как Тибода упорствовал и отказывался отдать документы, правообладатели обратились в полицию, и ее отделение, занимающееся противодействием незаконному обороту культурных ценностей, изъяло архив Селина и передало его законным владельцам – причем не без труда, потому что Тибода до последнего не хотел возвращать бумаги.

Мэтр Ассу ясно дал понять, что следствие по делу продолжается и что закон об источниках журналистской информации Тибода не поможет, так как речь идет вовсе не о работе в газете, а о банальном преступлении. Так или иначе, в свете открывшихся фактов история становится более понятной: здесь нет ни бескорыстия, ни любви к произведениям писателя – только расчет и желание вырвать хоть пять минут славы для себя.

Возникает закономерный вопрос – почему Тибода и его предполагаемый сообщник не распродали архив по частям, а вынуждены были обратиться к законным владельцам. Дело, видимо, в том, что несмотря на многочисленные свидетельства самого Селина и его вдовы об украденном архиве, никто особо не верил в эту историю. Даже исследователи полагали, что Селин мог приукрасить происшедшее – или попросту выдумать, что у него украли тексты. Скептицизм сторонников этой версии подкреплял тот факт, что, как уже говорилось, нигде и никак не удавалось найти ничего, ни одного листка. Найти бумаги не могли, конечно, потому, что их где-то надежно спрятали, а где именно и кто это сделал – не исключено, что мы вскоре узнаем. Если, конечно, французская полиция в эпоху ковида не разучилась работать.

Что касается выхода в свет вновь обретенных текстов, то издатель произведений Селина Антуан Галлимар уже сообщил в интервью, что в свое время подписал с вдовой Селина соглашение, по которому право публиковать любые произведения писателя принадлежит именно его фирме. В сентябре он рассчитывает договориться с правообладателями и приступить к работе над текстами для последующего издания. Прежде всего он собирается выпустить роман «Бойня» о первой мировой войне, и, возможно, это произойдет уже в следующем году.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии