Русская Церковь и российская наука разрабатывают этический кодекс для искусственного интеллекта

В рамках сразу нескольких мероприятий в России начали активно обсуждать проблему этики искусственного интеллекта. Например, на площадке Аналитического центра при правительстве РФ эксперты 25 августа завили, что первый более-менее комплексный этический кодекс для ИИ может появиться уже осенью этого года. Характерно, что правительство России анонсировало субсидии для разработчиков проектов, связанных с искусственным интеллектом, которые рассчитаны на срок до шести лет. В год такие предприятия могут получать до пятисот миллионов рублей.

Фото: moscowexcursion.com

Параллельно в Петропавловске-Камчатском с 24 по 26 августа прошел круглый стол «Искусственный интеллект и христианская этика», организаторами которого стали Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с обществом и СМИ, Фонд Конрада Аденауэра и АНО «Национальная технологическая инициатива». Данное мероприятие интересно тем, что в него активно включилась Германия. Так, представители Фонда Аденауэра в рамках круглого стола заявили, что «Церковь в России и Германии не может отойти в сторону, возникает много этических вопросов: где границы применения искусственного интеллекта, как его использовать на благо людей и избегать злоупотреблений. Мы выступаем за тесное сотрудничество с Россией по таким темам».

При этом представители Русской Церкви отметили, что в этические принципы ИИ необходимо заложить категории любви и «общего блага», на которых, собственно, и зиждется христианская цивилизация.

Вообще, вопреки расхожему стереотипу, никто из участников со стороны Церкви на этом круглом столе не протестовал против самого факта внедрения и использования в будущем высоких технологий и искусственного интеллекта. По словам зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе, «то, что Церковь якобы против технического прогресса и не разбирается в достижениях науки, – это миф. Одна из задач сегодня – опровержение этого мифа и поиск согласия между христианской традицией и научно-техническим прогрессом».

В целом же инициатива по поиску универсальных этических норм в цифровой сфере вообще и для ИИ в частности была озвучена уже довольно давно президентом РФ Владимиром Путиным. В начале декабря 2020 года глава России заявил, что «кроме различных административных, законодательных ограничений, нужно подумать о том, чтобы выработать внутренний для среды морально-нравственный кодекс работы искусственного интеллекта. Во многих средах он применяется».

Вообще, как бы удивительно, а для кого-то комично ни выглядели эти слова и состав участников подобных круглых столов, проблема этики ИИ – в перспективе может быть весьма серьезной. И касаться жизни общества в целом, да и международной политики.

Сейчас человечество живет в эпоху BigData, технологий сбора и обработки «больших данных». И на выходе эта «обработка» данных реализуется, например, в адресных рекламных предложениях пользователям, в сортировке нейросетями контента социальных сетей и ответов на поисковые запросы. В глобальном смысле – это такой «выбор без выбора». И уже на этой стадии можно задать вопрос – насколько этичны такие методы и как далеко они могут завести?

Схожие опасения, только уже в сугубо политической плоскости, высказал участник круглого стола по проблемам ИИ и христианской этике епископ Переславский и Угличский Феоктист, отметив, что «тотальное принуждение к добру со стороны государства очень быстро приводит к кошмарам». А ИИ в перспективе может стать инструментом такого принуждения.

Более того, искусственный интеллект в перспективе – это рычаг колоссального влияния в сфере политики и экономики на межгосударственном уровне. Это, по сути, то, что может начать полноценную «цифровую мировую войну». Именно поэтому уже сейчас необходимость в универсальных этических нормах для работы искусственного интеллекта – вполне назревшая необходимость в рамках укрепления глобальной безопасности. И именно тот, кто первым создаст и внедрит этические правила, фактически установит законы новой «большой цифровой игры».

Здесь, конечно, можно сказать, что «всё придумано до нас» и вспомнить «три закона робототехники» Айзека Азимова (кстати, автора не только фантастики, но и работ по истории Ветхого и Нового Заветов). Правила эти, если кто не помнит, очень просты:

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму Законам.

Но, право слово, как-то с трудом верится, что в нынешних реалиях государства или корпорации при создании ИИ будут руководствоваться этими очень наивными и идеалистическими «законами». Хотя как одна из основ полноценного этического кодекса – они вполне неплохи.

Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии