Краткая сводка по Новой Каховке за текущие сутки
Передает нам Людмила Slaier
Удивительно, что загадочное возвращение архива французского классика Луи-Фердинанда Селина до сих пор не стало сюжетом фильма или сериала. Мы уже писали об этом крупнейшем литературном открытии, но напомним вкратце: слывший сторонником гитлеровцев Селин был вынужден бежать во время войны из своей парижской квартиры. При подготовке к бегству он и его жена были вынуждены выбирать, что взять с собой. Архив занимал уйму места, в нем были черновики к нескольким романам, и Селины (точнее, Детуши, так как Селин – это писательский псевдоним) сделали выбор в пользу другого, предпочтя забрать с собой любимого кота Бебера. В отсутствие писателя его квартира была захвачена, и архив исчез.
Долгие годы сначала сам Селин, пока был жив, а затем исследователи пытались найти хоть какие-то следы пропавшего архива. Селин оплакивал потерю до конца своих дней, и большинство текстов ему так и не удалось восстановить. Исследователи выдвигали разные версии, но нигде не удавалось обнаружить ни следа, ни даже листочка из архива, и в конце концов все стали считать, что он был уничтожен людьми, Селина ненавидевшими. Все, казалось, говорило в пользу этой версии, и внезапно в 2021 году архив Селина воскрес из небытия.
Он нашелся у театрального критика и мелкого журналиста Жан-Пьера Тибода, который никогда вроде бы Селином не интересовался, не имел к нему никакого отношения и был, казалось бы, абсолютно посторонним лицом. Сам Тибода связался с наследниками вдовы Селина, которым принадлежат права на публикацию текстов покойного писателя, и пытался выдвигать разные условия. Он требовал, чтобы архив передали в определенное место, чтобы с ним считались как с обработчиком черновиков Селина, и темнил и путался в показаниях, едва речь заходила о том, каким образом архив вообще оказался у него.
В конце концов наследникам надоело с ним препираться, они обратились в полицию и с ее помощью изъяли архив, а самого Тибода обвинили в укрывании краденого. Архивом занялись специалисты по творчеству Селина, которые подготовили к печати тексты новонайденных романов, а Тибода пришлось объясняться со следователями. В конце концов обвинение с него сняли, но наследники, так сказать, отыгрались – нигде в предисловиях новых публикаций Селина (а вышло уже два романа, частично сохранившийся, которому дали название «Война», и целиком сохранившийся «Лондон») не упомянуто имя Тибода. Словно его никогда и не было и словно никто ему ничем не обязан.
Само собой разумеется, что коллеги-журналисты вцепились в Тибода, требуя объяснений. И хотя тот довольно долгое время придерживался своей тактики не говорить ничего по делу, а путать следы и многозначительно отмалчиваться, в конце концов ему все же пришлось перестать наводить тень на плетень и рассказать некоторые подробности.
Оказалось, что архив Селина попал к деятелю французского Сопротивления по имени Ивон Моранда. Сей гражданин примечателен не только своей борьбой с фашистами, но еще и тем, что захватил парижскую квартиру Селина и поселился в ней после бегства хозяев. Не следует думать, что реквизиции и экспроприации были только оружием большевистского времени; после войны во Франции было практически то же самое.
Когда Селин был еще жив и строил версии о том, кто мог завладеть его архивом, он среди подозреваемых называл и Моранда. Известно, что они обменивались письмами, но ни одно из них не сохранилось. Известно, что они встречались один раз и вроде бы речь шла об архиве, но тут история становится крайне запутанной: Моранда то ли признал, то ли не признал, что архив у него, а Селин почему-то потом написал издателю, что к Моранда если и попали, то только незначительные отрывки. Можно, впрочем, поверить, что Селин с первого взгляда почувствовал к Моранда непреодолимую антипатию, или в то, что тот стал выдвигать какие-то неприемлемые для Селина условия возвращения архива, которые сделали дальнейшее общение невозможным.
Журнал Le Point, заинтересовавшись этой историей, провел собственное расследование и хорошенько покопался в биографии Моранда. Тот сдал мебель, принадлежавшую писателю, на хранение и предложил Селину, который в 1951 году вернулся во Францию, забрать ее со склада, для чего надо было оплатить внушительный счет за хранение. Писатель, находившийся в крайне стесненных условиях, обозлился и с тех пор до конца жизни называл Моранда не иначе как вором. О мебели мы знаем из письма Селина третьему лицу, но там ничего не говорится о черновиках.
Через несколько лет Селин умирает в бедности, а в 1972 году умирает Ивон Моранда. В 1982 году (по другой версии, немного раньше) одна из его дочерей, Каролина, в поисках колыбели для ребенка, которая может находиться где-то в подвале жилища в Нейи, где хранится все подряд, включая и вещи покойного отца, находит чемодан с рукописями Селина.
Дочь Моранда дружила с неким Жилем Карпманом, а тот с Тибода, мать которого сама сражалась в Сопротивлении и едва не поплатилась за это жизнью. Это круг детей антифашистов (не будем забывать, что большая часть Франции признала Гитлера), среда весьма специфическая и несущая на себе отпечаток судеб своих родителей, которые действительно сражались и зачастую гибли, но после войны были по большей части оттерты от управления государством либо получали не самые значительные посты.
Ивон Моранда еще при жизни стал персонажем фильма Рене Клемана «Горит ли Париж» об освобождении столицы от немцев, и вдвойне забавно, что его сыграл Жан-Поль Бельмондо, который восхищался Селином и мечтал экранизировать «Путешествие на край ночи». Жизнь Моранда сложилась вполне благополучно, и какие бы подозрения Селин ни питал на его счет, призвать его к ответу писатель не мог, потому что оказался среди побежденных, а известно, что с проигравшими можно делать все что угодно. Раскапывая детали исчезновения архива, журналисты среди прочего выяснили, что дома у Селина висели картины, и в их числе два рисунка Дега. Убитый утратой архива, Селин не упоминал о них, но рисунки также исчезли, и никто не знает, что с ними стало.
Если верить дочери Моранда, ее мать переживала из-за того, что исследователи Селина могут докопаться до правды, добраться до хранящегося у них архива и обвинить их в укрывании краденого. Поэтому семья стала искать того, кому можно передать архив на хранение. Некий Жиль Карпман, друг семьи, когда с ним стали советоваться, посоветовал своего друга Тибода как человека, на которого можно положиться.
Карпман позвонил Тибода и рассказал, что есть некие бумаги одного мертвого писателя, доставшиеся друзьям по наследству, и что владельцы колеблются, то ли уничтожить их, то ли передать кому-то. Увидев архив, Тибода напомнил о том, что вдова Селина была еще жива, и услышал в ответ категорическое нет: архив не должен достаться вдове коллаборациониста. Переговоры длились несколько месяцев, и в итоге архив достался Тибода, но с условием, чтобы он не попал ни к кому из членов семьи Селина (после писателя осталась также дочь). Тогда никто еще не мог предположить, что хрупкая и многое пережившая вдова Селина проживет 107 лет и умрет лишь в 2019 году. Дочь Селина в свое время отказалась от наследства, чтобы не унаследовать долги покойного, и, кажется, это было самое неудачное решение в ее жизни – ее потомки не имеют права ни на копейку из миллионов, которые сейчас получают правообладатели.
Вдова Моранда выставила еще несколько условий: Тибода не должен говорить о том, откуда к нему попал архив, не должен продавать манускрипты или отдавать их исследователям. И, ведя жизнь театрального критика, он, так сказать, завел себе вторую параллельную жизнь, в которой разбирал тексты Селина, делал инвентарь архива, изучал свою доступную литературу о Селине и все больше погружался в его мир.
Крайне щепетильно относящийся к людям своего круга Тибода упорно настаивает на том, что Моранда не крал архив, а «спас» его, но ни один вменяемый человек не поверит в версию спасения черновиков книг от их автора. Вообще говоря, одно то, что архив не уничтожили – а такой соблазн должен был явиться, и не раз, – само по себе является чудом. Мы знаем, например, что архив Шекспира занимал несколько сундуков, но все это утрачено, и, судя по всему, навсегда. Луи-Фердинанду Селину просто невероятно повезло.
Любопытно отметить, что в архиве Селина, наряду с черновиками, письмами знакомых, личными бумагами, оказался конверт с засохшими цветами и надписью «девочка, Ленинград, 16 сентября 1936». Кто-то ведь подарил Селину эти цветы – на счастье? – во время его приезда в СССР (который, кстати сказать, ему страшно не понравился), и он привез засохшие цветы с собой во Францию, они остались в его вещах, потом оказались у Моранда, лежали в подвале среди старых бумаг, потом…
А потом все тайное стало явным. Включая эти цветы из доблокадного великого города нашей страны.
Валерия, спасибо вам большое, что освещаете такие темы.
К сожалению, о Селине в России мало говорят.