Политическая безнадега, или О рисках триумфальной победы «Единой России» на выборах в Госдуму-2021

3 года назад

У кого-нибудь есть хоть малейшие сомнения в том, что на выборах в Госдуму-2021 «Единая Россия» одержит очередную триумфальную победу?

Думается, что даже у тех, кто не еще не растерял веру в легитимность наших выборов – что при условии «пенькового голосования» выглядит абсолютнейшей фантастикой – таких сомнений уже не осталось.

Разумеется, как хорошо определил секретарь Генсовета партии Андрей Турчак, «Единая Россия» «жахнет» и на этих выборах. «Жахнет», несмотря на антинародную пенсионную реформу, повышения НДС, семилетнее падение реальных доходов населения (манипуляции Росстата, чтобы хоть как-то выправить картинку, учитывать не будем), ужесточение репрессивного законодательства и так далее.

Удивительно?

Ни на гран. Поскольку эти выборы для Кремля крайне важны: ибо надо понимать, что, по всей видимости, Дума VIII созыва будет «транзитной», то есть начнет свою работу при Владимире Владимировиче, а закончит уже – при его преемнике.

Кто-то, конечно, может возразить: у нас не парламентская республика, что толку в этой Госдуме, когда все решает президент?

Согласен: реальная значимость Госдумы в России невелика. По сути, парламент выполняет у нас лишь номинальную функцию легитимации воли Кремля. Если бы вдруг российская Дума исчезла – этого бы никто и не заметил. И более того: от этого ничего бы не изменилось. Но. При том условии, что пост президента занимает Владимир Владимирович. Стоит же появиться новому человеку (если, конечно, к власти не придут силовики, одержимые идеей тотального контроля и превращения России в географически разбухший вариант Северной Кореи) – ситуация может ощутимо трансформироваться. И вот в этих трансформировавшихся реалиях парламентское большинство единороссов будет играть весьма важную, стабилизирующую функцию. И, соответственно, роль парламента и партии большинства, тем более – конституционного, может вырасти чуть ли не до небес.

К тому же есть еще один момент: для верховной власти важны внешние показатели. Высокий процент единороссов в Госдуме демонстрирует прежде всего единение и консолидацию российского общества, поддержание им того курса, которым Кремль ведет страну. Это как бы подтверждение, что народ – за. Поэтому результат менее конституционного большинства – он даже не рассматривается. И достигать его будут несмотря ни на что. Недаром же бывший «серый кардинал Кремля» Владислав Сурков уже отправился в «турне» по Крыму и Ростовской области, чтобы эти территории «выдали» «северокорейские» итоги выборов.

Поэтому надеяться на то, что Дума реально обновится и оппозиция потеснит партию власти, – это все равно, что верить в Деда Мороза, существующего, как мы знаем, исключительно в детских фантазиях.

И тут встает вопрос: а не боится ли Кремль новой «Болотной», ибо такой коленкор вполне может послужить триггером массовых протестов?

Ответ очевидный: нет, не боится. Потому что, во-первых, протесты 2011-2012 гг. стали возможными лишь с отмашки одной из «башен Кремля» и примыкающих к ней элит, заинтересованных во втором президентском сроке Медведева, а во-вторых, само политическое устройство страны не подразумевает, что в России может быть реализована точка зрения, отличная от президентской. Не зря же уже упомянутый Владислав Сурков в последнем своем интервью сравнил Владимира Путина с императором Октавианом:

Октавиан пришел к власти, когда нация, люди опасались сражаться. Он создал государство другого типа. Это больше не была республика… он сохранил формальные институты республики – был сенат, был трибун. Но все отчитывались перед одним человеком и подчинялись ему. Таким образом, он женился на воле республиканцев, убивших Цезаря, и на воле простых людей, которые хотели прямой диктатуры. Путин сделал то же самое с демократией. Он не отменял ее. Он сочетал это с монархическим архетипом российского правления. Этот архетип работает. Это никуда не денется…

поделился своим (и в целом, да, отражающем реальную ситуацию) видением Сурков, добавив, впрочем, совершенно излишне, что в этой конфигурации «достаточно свободы и достаточно порядка».

Ибо если говорить о свободе и порядке, то они, конечно, наличествуют, но лишь для тех, кто непосредственно во власти, народ же в этой структуре де-факто не обладает субъектностью, являясь сугубо объектом политических игр Кремля.

Тем не менее протестная волна все же возможна, при условии, что ряд элитных групп будет серьезно ущемлен при транзите власти (а такие обязательно будут). Тогда конституционное большинство единороссов из регулирующего механизма, обеспечивающего политическую стабильность, превратится в весьма и весьма раздражающий фактор.

И вот эту опасность в Кремле видят прекрасно. И поэтому, как совершенно верно подметил  политолог Илья Гращенков по итогам съезда «Единой России», на котором наконец-таки разрешилась интрига с тем, кто возглавит федеральный список, «выборы вновь идут в режиме спецоперации». Что явно свидетельствует о том, что оные тесто связаны с транзитом. Иначе, думается, Дмитрий Анатольевич как лидер «Единой России» повел бы партию за собой, а не оказался бы за рамками выборов, что, как ни странно, увеличивает его шансы на президентство, поскольку, сошлемся на слова политолога Татьяны Становой, «преемников не жгут на электоральном костре, их выращивают, тестируют, оберегают и прикрывают, и вынимают в последний момент». И, такое чувство, что Медведева приберегают именно на этот случай.

Правда, как пишет «Октагон», определенные преференции достались и главному конкуренту Дмитрия Анатольевича – Михаилу Мишустину, который, согласно поручению Путина, получит информационную поддержку со стороны администрации президента. В теории Мишустин должен будет работать в связке с «Единой Россией», но, учитывая высокий рейтинг премьера, который такими темпами может за предвыборную кампанию стать практически «путинским», и то, что он пользуется серьезной поддержкой некоторых элитных групп, которые видят его в качестве преемника, все это может закончится такой недетской разборкой «кремлевских башен». И вот тогда-то перспектива новой «Болотной» – ой как велика.

Но, видимо, там, наверху, в высоких кабинетах, уверены, что если пенсионная реформа прошла тихо-мирно, не вызвав волны массовых протестов, если голосование по поправкам в Конституцию прошло без сучка без задоринки, то и выборы в Госдуму пройдут точно также. Предсказуемо-триумфально. И без последствий.

Возможно, все именно так и произойдет, но надо понимать, что в текущей экономической обстановке (разумеется, уже после выборов) власть просто не сможет обойтись без новых «непопулярных мер». И вот в этом случае велик риск взлета протестных настроений, которые – опять же – если лягут на транзитные дела, могут привести к непредсказуемым последствиям.

И при таком раскладе чем выше будет процент тех, кто пойдет на выборы и проголосует за оппозицию (и чей голос пропадет и не учтется), тем выше будет недовольство партией власти с ее конституционным большинством.

А что вы хотели – политика, как-никак, искусство возможного. Даже в том случае, когда демократия давно уже превратилась в монархию…

 



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
иосиф
иосиф
2 лет назад

я не собираюсь агитировать ни за не против едросов но если хочешь вновь услышать в свой адрес слова: денег нет но вы там держить …

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ