Евгений Спицын: «За красивыми словесами относительно патриотизма и консерватизма они выступают сторонниками фашизации нашей страны»
Враги левого движения и перспективы социализма
Долгое время одной из двух главных препон для мирного урегулирования украинского конфликта был вопрос со вступлением Украины в НАТО (второй, а точнее, первой – выход на границы 91-го). Киев настаивал на таких гарантиях безопасности, которые могут быть получены только при вступлении Незалежной в НАТО, но при этом Вашингтон (ещё при Байдене) и Берлин блокировали этот пункт, прекрасно сознавая, чем может обернуться согласие на этот шаг (а обернуться оно могло с высокой, если не сказать высоченной, долей вероятности третьей мировой).
Тем не менее на уровне деклараций Украине оставляли надежду на членство в Североатлантическом альянсе. Однако при Трампе в этот вопрос была внесена последняя ясность: согласно его мирному плану, Незалежная отказывается от своих притязаний на членство в Альянсе (как пишет Axios, на короткой встрече в Риме на похоронах понтифика Франциска Трамп подтвердил свою несгибаемую приверженность собственному мирному плану, а Зеленский в свою очередь заверил американского лидера, что готов идти на уступки при надёжных гарантиях безопасности. То есть можно предположить, что Киев уже смирился с тем, что «открытые» двери НАТО для Незалежной будут закрыты наглухо и навсегда.
Но так ли уж это важно в новых обстоятельствах (то есть, по сути, формируемых Трампом)?
Буквально на днях помощник Трампа по нацбезопасности Майкл Уолтц заявил, что США не могут вкладываться в безопасность Европы из-за госдолга в 33 трлн долларов, как это было раньше, оставляя прежний подход только для восточноевропейских союзников, таких как Польша, Эстония, Латвия, Литва и другие. А вот что касается Европы, то ей по большому счету теперь придется заботиться о своей безопасности самой.
Впрочем, новостью назвать это нельзя. С одной стороны, и сам Трамп неоднократно высказывался на этот счёт, с другой – и в самом Евросоюзе уже, кажется, смирились с этой мыслью, как с чем-то неизбежным: так, незадолго до заявления Уолтца глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, выступая в Брюсселе, признала, что ЕС ожидает того, что Америка больше не будет обеспечивать их безопасность, что вызывает необходимость укрепления собственной безопасности в условиях «хрупкого мира».
Здесь важно обратить внимание на то, что речь о том, что Европе пора вооружатся, ведёт не представитель НАТО, но ЕС. Что косвенно свидетельствует в пользу того, что процессы милитаризации будут идти не в рамках Североатлантического альянса, но самого Евросоюза с перспективой/возможностью трансформации этого экономического союза в военно-экономический. С серьезным переформатированием НАТО, которое вообще может быть упразднено, если Трамп решится (чего исключать никак нельзя) на выход из Альянса.
О таком сценарии заговаривали ещё при Байдене, но тогда, поскольку не было и намека на подобные шаги со стороны США, сии разговоры больше носили сугубо теоретический характер. Сейчас, понятное дело, конъюнктура существенно изменилась. И то, что раньше было лишь гипотетическим сценарием с вероятностью своего осуществления в рамках статистической погрешности, стало по сути одним из главных вариантов.
А какое отношение это имеет к Украине и России?
Самое прямое, поскольку Кремль не против того, чтобы Украина становилась членом ЕС. Не против и Трамп. Как верно замечает британский эксперт по России политолог Марк Галеотти в своей колонке для The Sunday Times, «эта сделка не включает ограничения на способность Украины защищаться. Она предусматривает запрет на вступление в НАТО, которое в любом случае было маловероятным в обозримом будущем, но не содержит ограничений на участие в других военных альянсах или даже на присутствие иностранных войск на ее территории. Потенциальное членство в Евросоюзе открывает перед Украиной перспективу не только большего процветания, но и безопасности, поскольку Договор о Европе обязывает всех членов к взаимной обороне».
А при превращении ЕС в военный альянс необходимость в НАТО (если на тот момент времени блок ещё будет функционировать) отпадает сама собой. При этом уровень обострения меж ЕС и Россией достигает критической отметки с соответствующей перспективой военного столкновения.
В этом отношении вполне можно предположить, что такой сценарий может рассматриваться в администрации Трампа в качестве вероятного и, что самое главное, отвечающего его интересам. Следовательно, не исключено, что будут работать либо в этом направлении, либо определенные действия могут привести именно к такой констелляции, главный нарратив которой можно определить как вечный кризис (трансформация холодной войны). Вечное напряжение, разрядку которому – если все придет к такому или похожему раскладу – может дать только война. Разумеется, при том условии, что за время превращения ЕС в военный блок не произойдет каких-то событий, которые существенно поменяют расстановку сил и/или интересов. На что покамест нет никаких намёков.