Почему в спектакле «Чудесный грузин» нужна Ольга Бузова

3 года назад

Премьерный показ спектакля «Чудесный грузин» на сцене МХАТа им. Горького наделал много шума. В основном – из-за участия в постановке артистки Ольги Бузовой.

Но что думают о пьесе люди искусства?

Игорь ВОЛГИН, профессор факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова и Литературного института им. А. М. Горького:

– Пьеса «Чудесный грузин» – она какая?

– Странная вещь, непонятная, но интересная. Я думаю, будет еще много споров. Там есть элементы советской драмы, они встроены в пародийную ткань. Хотелось бы больше связи того Сталина со Сталиным мифологическим, всемирно-историческим. Думаю, этот спектакль будет еще развиваться. Он очень трудный по постановке, массовые стены, замечательные танцы и песни грузинские, которые смотрятся очень органично и естественно.

– Как вы думаете, все ли зрители понимают контекст пьесы?

– О Сталине писать, сочинять вообще очень трудно. Мы знаем реакцию Сталина на «Батум», который написан Булгаковым. А тут будут большие споры. Есть, есть в пьесе очень интересные ходы.

Но у критиков будет много претензий и весьма справедливых, я думаю. Потому что там есть какие-то отдельные элементы спектакля, который мог идти в 1951 году. Там есть эпизоды, которые вписываются в тот контекст, еще при жизни Сталина.

Когда Сталин сказал, что все молодые люди похожи друг на друга – он был прав. Молодой Сталин еще не обладает той харизмой, ему по идее 23 года, а он уже в спектакле учитель, пастор. Мне кажется, подтекст еще не вскрыт. Там есть еще место для вскрытия подтекста.

– Чем понравилась премьера?

– Ленин мне очень понравился: он уместен, хорош, замечательные цитаты и играет хорошо. И Крупская. Эта линия мне понравилась вполне. Но, повторюсь, сам спектакль будет вызывать много суждений, и мы только стоим у начала этой истории.

Кирилл РАЗЛОГОВ, директор Российского института культурологии, автор и ведущий на телеканале «Культура»:

Действительность совпала с ожиданием?

– Спектакль во многом подтвердил то, что я ожидал. Главное – звезда спектакля Ольга Бузова доказала, что она на своем месте абсолютно и вполне справилась с поставленной задачей. Кроме того, ее роль уникальна: между Лениным и Сталиным быть главной героиней –это мало кому дано.

– Это вы про героиню. А сам спектакль?

– Спектакль задуман как провокационный. Показана концепция, которая существует в исторической науке: Ленин – злодей, а Сталин как бы исполнитель, немножко даже идеалист-исполнитель этой идеи борьбы за право пролетариата, что тоже можно понять.

Концепция была изложена и в выступлении художественного руководителя театра Эдуарда Боякова перед началом спектакля. С этой точки зрения, хорошо подобраны цитаты, которые произносит Ленин во время спектакля – самые кровавые цитаты Ленина. Если бы были подобраны такие же цитаты из Сталина, это было бы забавно. Но Сталина оставили без цитат, поэтому, по-моему, это творческий успех. Финал меня не очень убедил – рок-музыка, кинохроника. Но зато вопрос в зал с голосованием был вполне уместным.

 Андрей НОВИКОВ-ЛАНСКОЙ, писатель, публицист:

– Спектакль какой-то очень приятный. Он очень легкий, душевный, очень симпатичный и светлый. И это вызывает определенные размышления, потому что мы все понимаем, что за фигура Сталин. Это фигура, прямо скажем, не самая светлая, при всей ее масштабности и всем величии. И мне еще предстоит осмыслить, каким образом такие светлые чувства вызывает фигура настолько сложная и неоднозначная.

– Что удивило вас в постановке?

– Атмосфера спектакля. Нельзя не любить Грузию – просто потому, что ее нельзя не любить –это настолько прекрасный народ, край, с этой музыкой, танцами, открытостью, эмоциональностью, застольями. Те, кто бывал в Грузии, влюбляются в нее навсегда. И вот этот грузинский контекст, конечно же, и придал спектаклю светлый ореол. Возвращусь к первой мысли, как в этом светлом ореоле нам интерпретировать Сталина. Для меня это открытый вопрос. Вероятно, нужно спектакль несколько раз пересмотреть, чтобы найти для себя ответ.

– Какие у вас были ожидания, ведь о спектакле стали говорить задолго до премьеры?

– Я не ожидал, что будет столько комического, не думал, что будет комический Ленин, такой соц-артовский, не ожидал, что будет настолько комическая и на своем месте Ольга Бузова, я не ожидал, что будет столько грузинского праздника. Вообще-то речь в пьесе про террор. Мы же говорим о террористах, на самом деле. Для кого это революционеры, а для кого – нарушители всех норм и правил. Я думал, что будет больше политики, а оказалось, что больше чего-то человеческого. Но это человеческое – по отношению к людям, которые на самом деле зверствовали. На этом парадоксе и строится острота спектакля. То есть мне с приятным Сталиным еще придется смириться, потому что очевидно, что он положительный герой, такого я не видел никогда. Комического Ленина я видел, с учетом количества его двойников на Красной площади, сниженный образ Сталина в принципе невозможен, а такой человечный образ Сталина, пусть даже молодого до всяких репрессий – это вообще смелый шаг.

Все подумали, что смелый шаг – Бузова, на самом деле – Сталин.

В общем, художественный руководитель МХАТ Эдуард Бояков в этом смысле рискует, но, похоже, не напрасно.

– Бузова нужна была в этом спектакле или все-таки нет?

– Удивительно, что Бузова, которая вызвала такой ажиотаж перед этим спектаклем, абсолютно органично вписалась в драматургию.

Она на своем месте, она все делает хорошо. Там колоссальная самоирония. Могу сказать, что я стал гораздо лучше к ней относиться после спектакля, потому что медийный образ, прямо скажем, непростой, не так, как у Сталина, но по-своему непростой.

А здесь, когда я увидел эту очень своеобразную органику – это нельзя назвать театральной, сценической органикой – понимаете, она есть. И на нее было приятно смотреть, приятно слушать, то есть она вызвала исключительно добрые эмоции, хотя готовился к другому, скажу вам честно.

Подписаться
Уведомить о
guest
4 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ирина Гирш
Ирина Гирш
2 лет назад

Давайте так: госфинансирование театра отдельно, Бузова отдельно. Хотите профанов? Откажитесь от денег налогоплательщиков. Бузовомилохиномаргенштерново надо заканчивать пиарить, ребята. Давайте, сапожник будет точать сапоги, а пирожник печь пироги.

Алексей
Алексей
2 лет назад

Ольга Бузова во МХАТе — великолепный ход! С точки зрения привлечения внимания к постановке. Но не это, конечно, главное. Важно, что через Бузову какое-то количество молодёжи — увы, органически не воспринимающее реальную историю своей собственной страны, — хоть как-то к ней приобщится, откроет для себя новые факты, может даже на спектакль придёт…
Хочется надеяться, что бодрящие театральную общественность эксперименты во МХАТе продолжатся.

Елена неЛетучая
Елена неЛетучая
2 лет назад

Теперь захотелось посетить спектакль

Светлане
Светлане
2 лет назад

Конечно же Оля Бузова – это большой пиар-ход для МХАТа, тем более, что театры и выставки переживают не лучшие времена, в связи с последними событиями. Сейчас люди, в первую очередь, «поедают» Нетфликс и Инстаграм, в котором Оля как раз и является топ-блогером. Конечно же, какой-то процент «ее людей» придёт во МХАТ, как ходили раньше на прим в Большой театр, а возможно и сделает полный зал. Со стороны коммерции — весьма удачный маркетинговый ход. Со стороны вкуса и здравого смысла — спорно, дебилизация населения идёт полным ходом и это далеко не последняя остановочка.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ