Сталин, Бузова и триумф МХАТа

3 года назад

Последняя премьера текущего театрального сезона во МХАТе получилась едва ли не самой яркой. В постановке «Чудесного грузина» присутствуют Сталин, Ленин, лезгинка, прелестная дрессированная обезьянка, грузинское пение, говорящий памятник, великолепные костюмы, и – да-да, вы не ошиблись – Ольга Бузова, чье неожиданное появление в спектакле вызвало невиданный интерес медиа и обеспечило аншлаг на пресс-показе, который предваряет премьеру для зрителей.

Скажем сразу же, что вопреки разошедшейся по интернету шутке, что Бузова будто бы играет Сталина, никакого вождя Ольга, конечно, не играла. Роль ее – Бэлла Шанталь, певица, которая крутит интрижку с ротмистром Зейдлицем, который, однако же, не оправдывает ее ожиданий. От огорчения она начинает помогать его противникам – революционерам, среди которых самое видное место занимает некий товарищ Сосо, он же Сталин.

Справилась ли Бузова с ролью взбалмошной певички, написанной в легких комических тонах? Судя по аплодисментам зала, да.

Выступая на фоне ярких декораций в еще более ярких нарядах, Бэлла Шанталь смотрится как экзотическая райская птица и уж точно добавляет в спектакль, в котором вообще-то речь идет о борьбе за власть и о становлении диктатора, пикантную изюминку.

Итак, 1902 год, Батум, в прекрасный южный город приезжает с революционной миссией товарищ Сосо, роль которого играет хорошо известный театралам Георгий Иобадзе. Восток, как все мы знаем из великого фильма, дело тонкое, а Кавказ – дело тонкое вдвойне. Сталин попадает в самую гущу местных противоречий и сложившихся группировок, включая не только революционно настроенные, но и чисто криминальные. В различных сложных ситуациях, где на кону порой оказывается его жизнь, он решает вполне конкретные задачи и мало-помалу делает шаги к себе самому в будущем, идя по трупам и не считаясь ни с кем и ни с чем ради достижения своих целей. При этом Сталин в чем-то остается обычным и даже привлекательным человеком: ему не чужда поэзия, он готов увлечься дочерью хозяина дома, в котором остановился – но стремление к власти среди его чувств все же стоит первым, и Сталин не позволяет никакому другому чувству перейти ему дорогу.

В роли Сталина Георгий Иобадзе фантастически харизматичен, невероятно пластичен и порой просто завораживает. Великолепно сыграл Сильвестра Ломджарию, хозяина дома и главу семьи, Максим Дахненко, который в черкеске с газырями выглядит как настоящий кавказец. Очень хороши ротмистр Зейдлиц в исполнении Ивана Рыжикова, Тимур Дружков в роли Левона Кипиани, чиновника по особым поручениям, Роман Титов в колоритной роли Большого Резо, главы портового криминала, Наби Ахмедов в роли соратника Сталина Канделаки, Амина Синагатуллина в роли Наташи. Перечислять можно еще долго, я привожу тех, кто запомнился по итогам пресс-показа больше всего – в спектакле десятки персонажей, и каждый зритель, без сомнения, найдет тех, кто ему ближе всего, будь то капризная певичка Бэлла, Ленин с Крупской или, например, товарищ Троцкий, который еще не знает, что ему уготовила судьба.

В спектакле много музыки: это и грузинская музыка, и песенки, которые поет или репетирует Бэлла Шанталь, и зажигательные грузинские танцы, из которых мне больше всего понравилась лезгинка в первом отделении, и выступление группы Legendire, которая появляется во втором отделении. Режиссер спектакля Рената Сотириади проделала титаническую работу – много мест действия, много эпизодов, текст выстроен практически кинематографично, с быстрыми переходами, которые в кино передаются просто монтажом, а в театре создать аналог гораздо сложнее.

Одной из любопытных находок спектакля стал говорящий памятник, который превращается в комментирующего действие Ленина. Сочные краски южного города оттеняются нарядами Бэллы, о которых уже говорилось выше, и пестрыми платьями цыганок, которые присутствуют в нескольких сценах. Восточного колорита добавляет и присутствие в спектакле обезьянки Маши, которая словно подчеркивает непростой характер своего владельца.

Нередко, говоря о «Чудесном грузине», упоминают, что первым к теме сталинского приезда в Батум обратился Михаил Афанасьевич Булгаков. Однако между его пьесой «Батум» и «Чудесным грузином» нет практически ничего общего. Сталин Булгакова (даже если отвлечься от мысли, что драматург писал при жизни Иосифа Виссарионовича и вынужден был считаться с тем, что герой будет читать его пьесу) и Сталин, которого сыграл Георгий Иобадзе – это два совершенно разных Сталина. В этом может убедиться любой, прочитав булгаковский текст и побывав на спектакле МХАТа.

Возрастное ограничение: 12+



Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ольга
Ольга
2 лет назад

Ольга Бузова талантлива и многогранна. Что и доказала в очередной раз!!!

Сания
Сания
2 лет назад

Бузова не вызывает у меня раздражения просто потому, что я плохо представляю себе, кто это. Ну, существует такая «медийная персона» — и ладно. Одной больше — одной меньше, подумаешь!
А вот спектакль я бы посмотрела.
Любопытно мне — это раз.
Про кого попало через ооочень много лет после смерти яркие спектакли не ставят — это два.
Значит, есть «социальный заказ».
Проще говоря — интерес к персоне и эпохе.
А это уже — немножко ностальгия по эпохе СССР, имхо.
Плохое все мы стараемся побыстрее забыть, это нормально.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ