Александр Пелевин: «Я не против, если они вернутся. Пусть возвращаются. Будет отлично, если на границе их примут и повезут в какие-нибудь далекие северные места осваивать русскую тайгу»
О уехавших и вернувшихся
Вот она – сила пропаганды: понадобилось меньше месяца, чтобы «славного парня» Зеленского превратить в диктатора-интригана (возможно, сия трансформация и соответствует действительности, однако широкой аудитории об этом стало известно только после масштабной информационной кампании в западных СМИ, стартовавшей со статьи Саймона Шустера в Time, в которой он впервые изобразил украинского президента в виде «нового Гитлера» периода конца Второй мировой, помешанного на – скорее всего, недостижимой – победе).
В Киеве активно занялись опровержением этих данных (в СНБО – правда, с большим опозданием – приравняли эти публикации к фейкам: «Их готовят иностранные журналисты, имеющие опыт работы в России, в частности, во времена начала власти Путина. Целью таких действий является раскол в украинском обществе», – говорится в сообщении ведомства), но фарш не прокрутить назад. Сейчас уже и украинские политики открыто признают это «чудесное» преображение. Так, например, мэр Киева Виталий Кличко в интервью Der Spiegel заявил, что Украина с начала военного конфликта с Россией встала на путь авторитаризма.
Так что данный message стал мейнстримом, то есть частью реальности, которую уже невозможно не учитывать.
И вот на этом фоне вопрос о проведении президентских выборов, на которых, кстати говоря, настаивают некоторые западные партнёры Незалежной, приобретает принципиальную важность: Зеленскому, чтобы не растерять поддержку со стороны Запада, необходимо продемонстрировать, что Украина всё-таки не отклоняется от демократического курса (иначе на начале переговоров по вступлению Украины в Евросоюз можно ставить крест, причём даже без помощи премьера Венгрии Виктора Орбана, упрямо блокирующего эту инициативу). Несмотря на ряд категоричных заявлений Зеленского о нецелесообразности проведения выборов во время войны, по слухам (да и исходя из общей конъюнктуры), в Офисе президента уже потихоньку начинают к ним готовиться.
Но тут есть одна проблема, и имя ей – главком ВСУ Валерий Залужный, который может не только составить серьёзную конкуренцию нынешнему хозяину Банковой, но и оставить его позади. Согласно опросу, проведённому группой «Рейтинг», уровень доверия Залужному уже превышает показатели Зеленского: 82% против 72%, причём «целиком доверяют» Залужному 63%, тогда как Зеленскому – 39% («скорее доверяют» 19% и 33% соответственно). Правда, если бы выборы состоялись в ближайшее время, как сообщают социологи, никто из кандидатов не одержал бы победу в первом туре (среди тех, кто определился с кандидатурой, 30,7% отдали бы свои голоса Залужному, а 47,4% – Зеленскому), но вот во втором туре шансы практически бы сравнялись (40% и 42% соответственно). И это при том, что рейтинг доверия Зеленскому перманентно падает (и будет падать дальше, учитывая провал контрнаступления и приближающуюся зиму, когда могут возникнуть острые проблемы с электричеством, отоплением и проч.), а Залужный даже ещё не артикулировал свои президентские амбиции.
В пользу того, что общественные настроения на Украине стали меняться, говорит и другой опрос «Рейтинга»: если бы вкупе с президентскими прошли ещё и парламентские выборы, то на них одержала бы победу гипотетическая «Партия Залужного», взяв 36% голосов (из числа определившихся), тем самым опередив гипотетический «Блок Зеленского» на 9 п. п. (сама же партия лидера Незалежной «Слуга народа» получила бы всего 5,5%).
Этим, думается, и объясняется «высокое напряжение» между президентом и главкомом. Впрочем, уже можно говорить о прямой конфронтации, правда, в большей степени со стороны украинского лидера. Так, недавно стало известно, что из Офиса президента была спущена директива главам обладминистраций, запрещающая им прямые контакты с Залужным, а спустя несколько дней в «Украинской правде» вышел большой материал, в котором говорится, что Зеленский в последнее время общается с некоторыми командующими ВСУ, в частности с командующим Сухопутных войск Сырским и командующим Воздушных сил Олещуком, в обход Залужного. Отчего складывается странная ситуация:
Порой есть впечатление, что у Зеленского есть два вида ВСУ: «хорошие», которыми командуют Сырский и другие фавориты, и «плохие», которые подчиняются Залужному. Это очень демотивирует главкома и главное – мешает командовать всей армией,
– цитирует издание анонимного источника в окружении президента.
Залужный, в свою очередь, поведал о своих бедах главе Пентагона Ллойду Остину во время его визита в столицу Украины:
Остин потом нам же рассказывал, что Залужный жаловался, как ему мешают, что Офис не такой, тот не такой, другой не такой. Ну ясно, что и президент о таких разговорах узнал. И они не способствуют доверию,
– приводит издание слова высокопоставленного собеседника.
Этот инцидент, по всей видимости, и стал той чертой, за которой чаша весов в голове у Зеленского склонилась в пользу отставки главкома, косвенным свидетельством чему может служить изменившаяся атмосфера на Ставках:
Есть такое впечатление, что после приезда Остина Зеленский приблизился к решению о замене Залужного. На Ставках, наоборот, исчезли ссоры и начались шутки, но это очень холодный и едкий такой юмор. Президент спрашивает, типа «что, мы героически наступаем – отошли на 200 метров?», а Валера гневно молчит,
– поделился своими наблюдениями с изданием один из членов Ставки.
Так что очень вероятно, что в скором времени у ВСУ будет новый главком (многие в Офисе президента выступают против такого шага, так как полагают, что это серьёзным образом скажется на росте популярности Залужного как политика, но разве Зеленский будет их слушать?). Однако гипотетическая отставка Залужного несёт угрозу самому Зеленскому, поскольку для всех будет очевидно, что таким образом Зеленский расправился со своим возможным политическим конкурентом, а это не может не отразиться на уровне доверия самому Зеленскому, что, учитывая исторический опыт, может привести к очередному Майдану (не зря же сам лидер Незалежной уже несколько раз говорил о возможном Майдане, правда, приписывая планы по его организации Кремлю).
Но тут нужно заостриться ещё на одном обстоятельстве: кроме гражданских, на сторону Залужного могут встать и многие военные, которым фигура главкома более симпатична, чем президента, отдающего невыполнимые приказы (например, продолжать наступление без необходимого запаса снарядов и не учитывая потери в живой силе). И вот в этом случае – особенно беря во внимание тот факт, что информационная кампания против Зеленского была начата на Западе, а значит, заинтересанты в его отставке/смещении находятся там – Зеленскому будет не удержаться у власти. По сути, украинский президент оказался перед дилеммой, напоминающей ту, перед которой Байдена поставили республиканцы: либо он проводит выборы и с высокой долей вероятности на них проигрывает, либо он лишается власти в результате Майдана и/или госпереворота. Выбор, прямо скажем, незавидный. И весь вопрос только в том, какой путь ухода с Банковой выберет украинский президент.