Что задумал Путин по «Открытому небу» и для чего России это нужно

3 года назад

Совет Федерации отложил рассмотрение по выходу из Договора по открытому небу (ДОН) на «ближайшее будущее». Ранее предполагалось, что верхняя палата парламента примет это решение 19 мая.

По словам председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого, «принято решение с подачи Верховного главнокомандующего, что это будет чуть-чуть позже». При этом называется и предполагаемая дата заседания по денонсации ДОН – 2 июня этого года. Однако, кажется, есть слабая надежда на то, что Совет Федерации к этом вопросу не вернется в принципе.

Договор по открытому небу, заключенный в Хельсинки в 1992 году и ратифицированный Россией в мае 2001, предполагает систему сдерживания вооружений стран-участниц. Сдерживание это осуществляется самым банальным методом – взаимным облетом территорий на разведывательных самолетах. Государства-участники по системе квот и определенному протоколу наблюдают друг за другом на предмет несанкционированного появления вооружений или их увеличения.

Россия даже до ратификации Договора была самым активным его участником с момента заключения. И сам Договор долгое время был еще одной позицией, которая, в целом, укрепляла глобальную безопасность. Благо, на 2017 год в ДОН входило 34 государства.

Однако в 2019 году США анонсировали свой выход из Договора, а 22 ноября 2020 вышли из ДОН. Россия в ответ неоднократно призывала администрацию Белого дома, что при Трампе, что при Байдене вернуться в Договор. Но до определенного момента эти призывы игнорировались. Тогда наша страна и инициировала процесс денонсации «открытого неба».

Проблема отсутствия США в Договоре конкретно для нашей страны в том, что это нарушает принцип взаимности. США, конечно, не будут летать над нами, как и мы над ними. Но по системе квот над Россией будут летать другие государства, в том числе и страны НАТО. Которые запросто могут передавать разведывательную информацию Штатам. У России же возможности легально смотреть, что производит и дислоцирует военный комплекс Америки, с ноября 2020 года попросту нет.

Поэтому выход нашей страны из «открытого неба» был до последнего времени неизбежен. Хотя, стоит повториться, даже сейчас официальные представители российской стороны призывают Вашингтон вернуться в Договор.

Причина того, что дата обсуждения денонсации Договора была отложена, да еще и с подачи Верховного главнокомандующего, то есть Путина, кажется, кроется в том, что переговоры российского и американского президентов, обсуждение возможности которых идет последние несколько недель, всё же состоятся.

Переговоры эти, по предварительным оценкам, в основном будут посвящены «вопросам глобальной стратегической безопасности». При этом идея возникла именно с американской стороны.

Глава Государственного департамента США Энтони Блинкен на пресс-конференции в Рейкьявике (который, к слову, и рассматривается как возможное место встречи двух лидеров), прошедшей 18 мая, заявил:

Как вы знаете, есть предложение о встрече президентов Байдена и Путина. Мы ожидаем, что это произойдет в предстоящие недели.

При этом в последние недели администрация Байдена идет на определенные демонстративные жесты в отношении России. Так, в американских СМИ сегодня появилась информация о том, что США не планируют вводить санкции против компании AG, оператора строительства «Северного потока – 2» на территории Германии. Хотя, по слухам, ожидаются санкции в адрес собственно кораблей, которые российский трубопровод строят.

Впрочем, ранее глава Пентагона Ллойд Остин на встрече со своей немецкой коллегой в Берлине заявил, что Штаты не намерены «ссориться с Германией из-за СП-2». Хотя еще в прошлом году противодействие строительству российского газопровода было внесено в военный бюджет США на 2021 г. Для России, что ни говори, СП-2 – это хоть и максимально деполитизированный, но стратегический и весьма важный проект.

Если же говорить непосредственно про оборонно-стратегические инициативы, то стоит напомнить, что в начале февраля Россия и США продлили Договор по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, то есть то самое СНВ-3. Хотя ранее команда Дональда Трампа и он сам говорили о том, что не собираются продлять эту договорённость.

К слову, фактически сейчас СНВ-3 является по сути единственным договором, который поддерживает хоть какую-то стабильность и баланс стратегических вооружений в мире. Поскольку ДРСМД, то есть Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, прекратил свое действие еще 2 августа 2019 года.

По сути, «открытое небо» до 2020 оставалось еще одним таким сдерживающим механизмом. Но в силу политики США этот механизм также стоит на грани полного разрушения.

Однако нынешний перенос даты денонсации ДОН может намекать, во-первых, на то, что переговоры в Рейкьявике между Путиным и Байденом состоятся, во-вторых, будут не «номинальными», и в-третьих, есть надежа на то, что Штаты вернутся в ДОН. Что в целом было бы шагом к глобальной безопасности и системе взаимного контроля, которых в последние годы этому миру так не хватает.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ