«Магнит» и «Лента» поглощают себе подобных. Как это отразится на ценах и рынке ретейла

Крупнейшие торговые сети «Магнит» и «Лента» объявили о покупке конкурентов. «Магнит» договорился о приобретении 2 600 магазинов сети «Дикси» и 39 точек «Мегамарт» за 92,4 млрд рублей, а «Лента» – 161 магазина торговой сети «Билла» за 19,3 миллиарда рублей. Для завершения сделок потребуется одобрение ФАС.

Президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов в разговоре с «Вашими Новостями» объяснил стремление ретейлеров поглощать конкурентов стратегией развития.

– Открытие новых магазинов может осуществляться как естественным путем, так и покупкой кого-то из конкурентов. Учитывая, что у конкурентов локации уже были выбраны, компании давно присутствуют и известны потребителю, то покупка готового игрока помогает максимально быстро нарастить количество магазинов, – объяснил эксперт.

«Магнит» – вторая по обороту торговая сеть в России после X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). По информации «Infoline-Аналитики», доли X5 Retail Group и «Магнита» составили по итогам 2020 года 12,8% и 8,8% соответственно. После приобретения «Дикси» и «Мегамарт» доля «Магнита» может вырасти до 10,6%.

– «Дикси» давно достаточно стоит на продаже. Это заметно по магазинам – ими практически не занимались и последние годы деньги не инвестировали, – отметил Карпов. – В то же время «Пятерочка» и «Магнит» активно изменялись – произошел апгрейд и огромное количество магазинов привели в лучший вид. С учетом стратегии «Магнита» догнать и перегнать X5 Retail Group покупка «Дикси» логически понятна. Это позволит «Магниту» усилиться по количеству магазинов в Москве и Петербурге.

«Лента» в своем пресс-релизе о покупке магазинов «Билла» говорит о расширении присутствия в Москве и Петербурге, которое в случае закрытия сделки составит 3%. Надо сказать, что в отличие от «Магнита», который оставляет бренд «Дикси», «Лента» собирается перевести торговые точки «Билла» под собственный бренд.

– «Лента», покупая «Биллу», приобретает магазины с отличной локацией и своим потребительским трафиком. Это вполне удачная покупка в Москве, где потребители богаче и тратят на продукцию гораздо больше денег, чем в регионах, – подчеркнул Карпов.

Что будет с ценами и конкуренцией

На конечном потребителе и ценах на товары укрупнение ретейлеров отразиться не должно. Конкуренция на рынке сохраняется, хотя и в некотором смысле сужается.

– На ценах и потребителе это не скажется. Навряд ли цены будут задирать, у нас все равно конкурентная ситуация на рынке. С учетом текущей ситуации, когда главный вопрос для потребителя – это вопрос цены товара, «Магнит» и X5 Retail Group и так показывают самые низкие на рынке, – заключил эксперт.

Антимонопольные риски для объявленных сделок, скорее всего, будут минимальными. По действующему законодательству, торговые сети не могут единолично контролировать более 25% рынка ретейла в отдельно взятой локации.

– Вероятность того, что ФАС может заблокировать сделки, крайне низка. Единственное, почему ФАС может это сделать – превышение доли, предусмотренной законом о торговле. В таких случаях ФАС, как правило, обязывает продать определенное количество магазинов в определенных локациях, – объяснил Андрей Карпов.

Рейтинг статьи
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии