Андрей Павлов: «Налог не впрок»

6 месяцев назад

Сегодня экономический эксперт «Ваших Новостей» Андрей Павлов продолжает рассказывать нам об очередном изъяне российской налоговой системы. Речь о социальном налоге. Под ним подразумеваются страховые взносы, которые ЮЛ и ИП обязаны вносить с выплат сотрудникам и подрядчикам по договору гражданско-правового характера. При этом в ФНС идут обязательное пенсионное страхование (ОПС); обязательное медицинское страхование (ОМС); страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). В СФР – взносы на травматизм (ВнТ).

Андрей Павлов. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«ВН»: – Андрей Васильевич, давайте разберемся, почему эти внушительные на самом деле налоги идут «не впрок»?

– В толковом словаре Даля «впрок» означает то, что пойдет на пользу, к добру. Стало быть, «не впрок» – это то, что вредно, убыточно и к злу. Такой и является текущая ставка социального налога в России, которая действует как удавка для легального крупного бизнеса, в первую очередь производственного, а также вредит экономическому развитию нашей страны и способствует криминализации трудовых отношений. В качестве аргументов приведу текущие ставки страховых взносов и суммы поступлений социального налога в бюджет РФ от разных категорий плательщиков согласно данным ФНС в 2022 году. Уверяю вас, что этого будет достаточно для того, чтобы увидеть, почему с таким социальным налогом можно забыть про нормальное повышение пенсий, рост ВВП, развитие промышленности и изменение структуры нашей экономики.

Перед этим установим, что Единая предельная величина базы (ЕПВБ) в 2023 году равна 1,917 млн рублей. Это значит, что если годовой доход сотрудника превысит данную сумму, то страховые взносы в части превышения будут выплачиваться по сниженной ставке с 30% до 15%. Для всех субъектов МСП предусмотрены свои льготы: полная ставка налога 30% – зарплата сотрудника в пределах МРОТ (16 242 рубля), пониженная 15% – часть зарплаты свыше МРОТ.

Андрей Павлов. Фото: Денис Абрамов/ТАСС

То есть ставки социального налога (ОПС, ОМС, ВНиМ): 30% – в рамках Единой предельной величины базы и 15,1% – свыше ЕПВБ. Это для ЮЛ, ИП на ОСНО, не входящие в реестр МСП.

30% – МРОТ и 15% – свыше МРОТ – для ЮЛ, ИП с сотрудниками в МСП; в общепите с годовым доходом до 2 млрд рублей; резиденты «Сколково».

7,6% – до суммы ЕПВБ и 0% – свыше ЕПВБ. Такое правило относится к:

– IT-компаниям;

– СОНКО (соц.-ориент. НКО);

– благотворительным организациям;

– организациям-разработчикам и продавцам анимационных аудио- или видеотоваров;

– резидентам особых экономических зон (ОЭЗ);

– резидентам территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР);

– резидентам свободных экономических зон (СЭЗ) в Крыму и Севастополе;

– резидентам порта Владивосток;

– ЮЛ, ИП в сфере радиоэлектронной промышленности;

– ЮЛ, ИП, зарегистрированным на Курильских островах.

Далее: 5,1% – ВНиМ и 2,9% – ОМС. Это прокуроры; сотрудники СК РФ; судьи федеральных судов; мировые судьи. Взносы на ОПС не предусмотрены.

Андрей Павлов. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

2,22% – с поступлений от ЮЛ, ИП и 1,48% – от физлиц. Это те самые 37% НПД, который платят самозанятые, они отчисляются на ОМС. Обязательные взносы тут отсутствуют.

Ну и 0% «платят»:

– теневой бизнес; 

– ЮЛ, ИП на УСН, ПСН при вычете страховых взносов из налога с доходов;

– ЮЛ, ИП на АУСН;

– организации, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском реестре, кроме судов для перевалки нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа в портах РФ;

– резиденты специальных администраций района на территориях Калининградской области и Приморского края, производящих выплаты членам экипажей судов.

Ставки страховых взносов на травматизм колеблются в зависимости от класса профессионального риска: опасный (подкласс 4) – 8%; вредный (подкласс 3,1–3,4) – 2%–7%; допустимый (подкласс 1,2) – 0%

ИП на УСН, ПСН без сотрудников платят за себя фиксированные страховые взносы: 45 842 рубля + 1% от доходов свыше 300 тыс. рублей. Причем по взносам в 1% есть предельная сумма – 257 061 рубль. В итоге максимальные страховые взносы такого ИП составят 302 903 рубля. Кроме того, их можно уменьшить за счет вычета всей суммы из налога с доходов.

«ВН»: – Это сложная математика, но это важно. 

– Да. И как видно, предприниматели на «упрощенке» внесли около 3% всех социальных налогов в стране. Даже если мы добавим к ним субъекты МСП на ОСНО, выйдет не более 18%. В итоге львиную долю социального налога в России обеспечивает крупный бизнес с годовой выручкой более 2 млрд рублей. По данным ФНС, в 2023 году таких компаний насчитывается всего 13,6 тысяч. Остальные более 6 млн субъектов трудятся в МСП, причем 5,78 млн из них – в микробизнесе.

Теперь смотрите, как этот перекос выглядит, по данным ФНС, реестров и исследований, на примере 73,5 млн трудоспособных граждан РФ по состоянию на август 2023 года:

● МСП – 15 миллионов человек: средний – 1,9 миллионов, малый – 5,9 миллионов, микро – 7,29 миллионов;

● самозанятые – 8 миллионов человек;

● по ГПХ – 1,7 миллионов человек;

● крупный бизнес и государственный сектор – 32,5 миллионов человек;

● в тени – 10–12 миллионов человек. 

Фото: Егор Алеев/ТАСС

«ВН»: – Какой отсюда вывод?

– Больше половины занятых россиян платят социальный налог по минимальным ставкам или вообще не платят.В текущей ситуации значительное увеличение сборов социального налога становится практически невозможным. Происходит в первую очередь за счет инфляции и повышения уровня МРОТ и ЕПВБ. Чтобы большая сумма зарплат облагалась 30% налогом. Также необходимо понимать, что собранные налоги зачастую являются перекладыванием средств из одного кармана государства в другой. В стране большое количество дотационных компаний. Все уплаченные ими социальные налоги возвращаются различными субсидиями.

В России велика доля в экономике государственного заказа. Все уплаченные подрядчиками социальные налоги по факту оплачивает государство в цене закупленных товаров и услуг. В стране в целом развернута большая программа поддержки бизнеса. Количество федеральных и региональных мер исчисляется сотнями. От многих можно отказаться, просто снизив ставку социальных налогов.

Чтобы исключить подобные варианты и реально поднять сборы социального налога, в России нужно создать привлекательные условия для предпринимателей, чтобы они могли работать официально и развиваться от малого бизнеса к среднему и крупному с умеренной налоговой нагрузкой.

Фото: ITAR-TASS

«ВН»: – Что же вы предлагаете? 

– Поскольку мы убедились, что текущие ставки социального налога препятствуют развитию российской экономики, чрезмерно обременяют компании крупного легального бизнеса, «съедают» до трети зарплаты сотрудника и толкают людей на преступления, следует изменить саму шкалу налогообложения – сделать ее более плоской и низкой. Например, 12% – для всех субъектов бизнеса без вычетов и зачетов; 7,6% – в особых и реально необходимых случаях.

При таких ставках в первое время будет наблюдаться общее падение налоговых сборов по социальному налогу. Но потери быстро компенсируются за счет увеличения сборов социальных налогов от роста выплаченных зарплат и увеличения сборов с них НДФЛ. В результате произойдут правильные изменения в структуре занятости и самой экономике, которые можно назвать «обелением». А при легализации бизнеса происходит рост сборов и всех остальных налогов.

«ВН»: – А каковы будут основные результаты единой ставки социального налога в 12%?

– Увеличение реальных доходов населения за счет роста зарплат; социальная справедливость и повышение доверия граждан к государству; в перспективе – повышение общих сборов социального налога и размеров пенсий, социальных пособий; создание условий для нормальной конкуренции за трудовые ресурсы; возвращение части самозанятых в классические трудовые отношения; рост ВВП и повышение конкурентоспособности страны; снижение давления на бизнес со стороны силовых и контрольных органов и упрощение налогового администрирования; сокращение доли зарплат «в конвертах», которые частично или полностью получает 30–40% россиян.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

«ВН»: – Да, очевидные плюсы. 

– Дело в том, что когда проводишь опросы и голосования об ожидаемой пенсии, в среднем получается сумма 50 тыс. рублей в месяц. Недавний опрос, проведенный сервисом SuperJob, также показал, что желаемый размер достойной пенсии составляет примерно 47 тысяч рублей. Но мы прекрасно знаем, что в Пенсионном фонде никаких накоплений нет. Предыдущие поколения получают пенсии из суммы социальных налогов, которые платятся сегодня, и дотаций из федерального бюджета. В таком случае для обеспечения одного пенсионера желаемой суммой в 600 тыс рублей в год понадобится работа 12 ИП с минимальными выплатами социального налога, либо 3 ИП – с максимальными. В сказке Салтыкова-Щедрина один мужик смог двух генералов прокормить, а у нас 12 ИП только одного пенсионера… С самозанятыми картина еще интересней: для обеспечения ожиданий 1 пенсионера нужно более 50 плательщиков НПД! В российском налоговом законодательстве предусмотрена фантастическая разница в любом налоговом сборе. И без радикальных изменений в налоговом законодательстве страна будет обречена оставаться сырьевым придатком не только Запада, но и Востока.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ