Унылые итоги проигранной за полтора года СВО медиавойны: по соцопросам среди кумиров молодежи – Егор Крид и Саша Петров

10 месяцев назад

Отличие любого герметичного и уютного мирка (музыкального, литературного, спортивного, телеграмного и проч.) от реальности в том, что широкие народные массы с ним пересекаются довольно опосредованно. И все бьются над загадкой: ну почему так?!

Увы, кумиры и лидеры отдельно взятых сегментов – это не кумиры и лидеры для поколений, сколько бы медалек не вешали друг на друга соратники закрытого сообщества. Свежий опрос исследовательского холдинга Romir руинит все наши надежды на то, что «Россия больше никогда не станет прежней», «все это не зря» и проч.

Увы, Россия и не собиралась меняться.

Понятно, что любые метрики – исключительно инструмент манипуляции. Любую статистику (которая не врет, ха-ха) можно представить или объяснить так, как это выгодно, подведя любую удобную базу и подсветив в нужном ракурсе. В этом и «секрет» «успеха» «медиаменеджеров» – торговцев воздухом на жирных контрактах. Умение грамотно составить табличку и продать лоховатому заказчику – ключевой навык медиашарлатанства. Generation P времен СВО: «Художники нам тут на*** не нужны. Криейтором, Володя, криейтором». Сурковы-Якеменки 2.0, на этот раз из «Телеги».

Лояльные друг другу (но не массовой аудитории) в пабликах облизывают и хвалят сами себя по очереди, настаивая на уникальности и самодостаточности, при этом наглухо закольцовываясь и ссылками, и обвязками, и сетками, и не замечают, как давно запаутинились в секту, отбиваясь от некоего общего врага – Армагеддон-Попса, якобы пожравшего аудиторию. Нелепо, смешно, безрассудно.

В одном известном романе это называлось «смыкается гусеница опричная». По другому поводу, но тоже подходит. Да, очень трудно не упустить ниточки связи с реальностью, пока на голову льется елей из членов секты. Да, нужно иметь железную волю и здравую самооценку, чтобы признавать модную мантру «ТАМ НАВЕРХУ нас точно знают и читают» смехоподобной дефолтной мормышкой для бедных. Косточкой, в которую временно дали поиграться. Горько, но пришло время это признать.

Ведь реальность, смотрите, такова. По данным ежеквартального измерения Romir, рейтинг доверия среди молодежи (14–44 года, та еще молодежь, и все же – по классификации ВОЗ средний возраст начинается только с 45 лет) в России на настоящий момент возглавляют Егор Крид, Александр Овечкин и Саша Петров. Спустя полтора года после начала СВО и почти 10 лет обстрела ЛДНР. Более того – Крид занимает эту строчку с зимы 2022 года.
Шах и мат, телеграмщики.

У двоих из трех лидеров поколения даже нет тэгэ. 

Гы-гы.

Повторимся: при всей условности любых соцзамеров, сколько б нерелеватными и нерепрезентативными они не были, в них всегда есть приличное зерно здравого смысла. И конкретно этот опрос действительно отражает хоть и абсурдный, парадоксальный, необъяснимый, но совершенно объяснимый феномен. У молодых СЕГОДНЯ популярны реально успешные. Востребованные. Богатые. Состоявшиеся. Народные. Не мажорные и отталкивающе заумные.

Казалось бы, что объединяет эту тройку? Поп-исполнитель, хоккеист и актер.

Каждый из них – суперзвезда. В самом настоящем смысле этого слова. Не в кулуарном.

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Резидент ОАЭ, пензяк Крид продолжает вести стримы после бана, светить в «Ютубе» тачками, сверкать зубами и всячески манифестировать успех из Лос-Анджелеса (одинокие фоточки с ДР еще больше умилили сердобольную аудиторию).

Московский капитан «Вашингтона» Овечкин поставил тысячу рекордов в НХЛ, стал вторым снайпером в истории лиги и в 37 лет имеет контракт на пять лет с клубом на 47,5 миллионов долларов (до этого был контракт на 124 миллиона долларов).

Звезда «Полицейского с Рублевки» Саша Петров из Переяславля-Залесского, казалось, подзатух после претензий на «Оскар», но затем снялся у Люка Бессона, теперь играет у Романа Полански, а вскоре покажет нам Сергея Есенина. Извините. 

После них в списке – все еще хуже: Клава Кока, Настя Ивлеева и так далее. Тоже успешные, тоже известные, тоже из народа (Екатеринбург и Ленинградская область).

И еще важно: все должны быть в реальной повестке. Клятая миллионы раз Оля Бузова с корабля истории выпала – и в списке доверия занимает седьмое место. Потерявшиеся в Дубае Моргенштерн* и Даня Милохин – тоже на дне.

Можно сколько угодно быть первыми парнями на деревне, но в оргазмах перед зеркалом от самолюбования теряется главное. Связь с публикой и трезвый взгляд на себя. Конечно, речь не о том, чтоб угождать, ублажать или унижаться перед аудиторией. Совсем необязательно. Моргенштерн кроет матом людей на концертах, но им почему-то это нравится. Как думаете, почему? Правильно, игровой мат не унижает. Унижает самомнение и гордыня. Никогда дерзкий башкир не считал себя умнее толпы (формула «и я, и они – дебилы» роднила). И все интуитивно это чувствовали. Его эгоизм – болезненный. Его «отрицалово» – защита и карикатура. Вот что народ любит, понимает и принимает. Если пафос, то через самоиронию, а не бесконечные комплексы и претензии к публике. Если панковость, то нутряная, а не показушная. Тогда сколько не запрещай и лишай – все равно прорвет. Архитекторов русского андеграунда Летова и Лимонова всю жизнь пытались записать в маргиналы, но они были в первую очередь суперзвездами. В самом попсовом смысле этого слова. Может, не такими, как Юра Шатунов, но… тоже в порядке. Во время концертов «Гражданки» люди трамваи угоняли!

Пример для наглядности. Есть такой феномен – медиафутбол. Его запустили спортивные блогеры, а продолжают несостоявшиеся профи. Играют между собой, «поджигают», «прогревают» в интернетах. Явление более чем массовое. Тысячи человек собирает на стадионах, сотни тысяч – в онлайне, миллионы – в записи в «Ютубе». В «Лужниках» играют. Но в массовом обществе – что в профессиональном, что в болельщицком – весь этот мощный движ по-прежнему считают за клоунаду (от чего медиалиги не открещиваются, кстати, что плохого-то?). То есть воспринимают не всерьез. То есть пройдет и это. А до медийного футбола в сети был дико популярен жанр боев поп-ММА, до него – баттл-рэп, про героев которого даже фильмы снимали и пародировали на Первом канале. Где они все сейчас?

То же самое и с домашними интернет-звездами, популярными в подполье. Пока они убеждены, что слушатель должен приползти и ПОНЯТЬ всё сам, никогда это не станет мейнстримом, не будет взаимности, а значит, «аполитичные» (хотя мы-то с вами догадываемся об их мнении про СВО) Крид и Петров будут по-прежнему в кумирах у молодежи. Будут побеждать даже в эпоху СВО – самое подходящее для реванша время, когда страна, к счастью, потеряла огромное количество расчехлившихся. Они убыли и пишут унылые злобные песенки из-за границы. Но кто пришел им на смену? Переобутые попсовики? Герой стадионов SHAMAN, заменивший женской аудитории Стаса Михайлова? Пожалуй, все.

Тотальное поражение интеллектуальной гордыни и антинародного снобизма в мире, где творчество вторично. (Забавно, что ровно за то же самое не любят так называемых российских либералов.)

Молодежь, как сорока, смотрит на яркое, блестящее, энергичное – и хватает. Особенно в отсутствие звезд. И загвоздка тут, кажется, не только в механиках продвижения и якобы отнятых эфирах (любимый аргумент Дудя*: вот, мол, дайте нам эфир, и мы Навального президентом сделаем) – да в наше время, когда 20-летний работник казахской железной дороги (!) Иманбек Зейкенов в пандемию (!!) отрывает «Грэмми» (!!!) за ремикс, не выходя из дома, на это просто стыдно жаловаться. Ну что за пошлые отмазки. Ну и так все – от Дорна и Земфиры* до «Би-2» с Noize MC – освободили поляну. Кто еще мешает сокрушать и покорять? А теперь даже Старая площадь пыхтит, как фабрика, загружая дрова в топку (ну пока это выгодно, разумеется). Скажите еще спасибо, что советские редакторские худсоветы не застали.

Земфира. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Проблема та же, что и до СВО. Нечего предложить даже на замену Криду. Как бы страшно это ни звучало. В самом широком смысле слова нечего. Не для кухни или подъезда. Для подростковых колонок по всей стране предложить. С буквой Z или с буквой V – не имеет значения. Как ни удивительно, но это вторично. И вовсе не причина побед или поражений. Нет новых звезд в любой популярной сфере. Той, которая будет понятна и близка молодежи (к сожалению, армия, как и власть, непопулярны, так уж повелось, ну и что, подумаешь). Той, которая не оттолкнет, не кондово и, простите, кринжово навяжет себя – увы, молодежь сейчас пошла трепетная и не терпит, когда давят. Не самовлюбленных, чванливых, замкнутых и уверенных в собственном величии «суперзвезд» двора, а реальных таких, простых, притом гениальных в своем деле.

Как беззубый хулиган Саша Овечкин, влюбивший в себя Америку (вдумайтесь: на каждый матч вся столица США стекается на стадион в джерси с русской фамилией). Кто не в курсе, Сашу Овечкина травят за активную поддержку ВВП и причастность к так называемой Putin Team. Но ему пофиг. Все любят и аплодируют. А куда деваться? Кто посмеет запретить или отменить? 822 шайбы в НХЛ. Весь мир следит. И молодые люди в России в курсе.

Как так?

Почему?

Повод подумать и перестать обманывать хотя бы себя.

Увы, пока новые герои не появятся, пока не станут забивать условных 822 шайбы, мы будем сливать даже на своем, домашнем поле.
Даже Егору Криду с Клавой Кокой.

И это, прямо говоря, позор.

Весьма болезненный.

*Иноагент в РФ



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ