Героическую эпопею спасения советского парохода «Челюскин» превратили в сериал. Там эстонец Кирилл Кяро играет советского географа Отто Шмидта

10 месяцев назад

Семен Иванович Челюскин был блестящим офицером, выдающимся штурманом и одним из главных русских первопроходцев XVIII века. Покорявшего север офицера русской армии называли «Колумбом Арктики». Помимо обучения гардемаринов на Балтике и участия в экспедициях Беринга, он открыл самые северные рубежи Евразии (Восточный Северный мыс, ставший впоследствии мысом Челюскина) в, казалось бы, совершенно невыносимых для существования и исследований условиях. Тем и вошел в историю.

И когда в 1933 году руководители экстремальной экспедиции по Северному морскому пути размышляли, как назвать миролюбивый теплоход «Лена», им на ум пришло имя Челюскина. Так и назвали ледокольное судно. С этим именем оно и вошло в историю, достойную масштабной кэмероновской экранизации. Но Кэмерон снимает 99 частей «Аватара», так что у нас на руках осталась только ветхая кинолента «Челюскинцы» (1984) Михаила Ершова, которую мало кто помнит, с Александром Лазаревым в роли Отто Шмидта и Петром Вельяминовым в роли капитана Владимира Воронина.

Ситуацию решил исправить Федор Бондарчук, запустивший съемки сериала «Челюскин. Первые», посвященного эпической истории затонувшего корабля.

Фото: Александра Конычева

Образ Отто Шмидта – советского исследователя, математика, географа, астронома, покорителя Памира, автора и редактора «Большой советской энциклопедии» и так далее – доверили Кириллу Кяро («Нюхач», «Эпидемия»). Эстонца загримировали до неузнаваемости, приклеив крашеную бороду и усы.

Фото: Александра Конычева

Шмидт в целом и был таким – могучим заросшим стариком, способным на великие свершения. Глобальный проект экспедиции «Челюскина» (проход от Мурманска до Владивостока за одну навигацию для тестирования механизма перевозки грузов) – его детище. В 1932-1933 годах научно-исследовательские работы СССР в Арктике позволяли стране стать лидером среди других государств, претендующих на арктические территории. Была открыта самая северная в мире полярная станция на острове Рудольфа, станции на мысе Желания, мысе Челюскина, острове Котельном, мысе Северном. Исследования проводились почти на всех морях Советской Арктики. К тому же именно экспедиция на «Челюскине» должна была закрепить схему движения по Северному морскому пути (СМП), которому уже тогда придавалась особая важность.

Фото: Дмитрий Дебабов (источник: «Википедия»)

Только вот опытный капитан дальнего плавания Владимир Воронин (в сериале – Дмитрий Куличков) сразу предупреждал, что «Челюскин» все же больше «Лена»: довольно несовершенная конструкция корабля едва ли справится с ледовой стихией, поэтому стоило бы подобрать иное судно. Но Воронина убедили, что пароход укрепят в Мурманске и все будет хорошо. Жаль, что не послушали капитана.

Экспедиция и правда была монументальной – более 110 человек, провизия, горючие и строительные материалы и даже скот (26 коров и четыре поросенка), чтобы обеспечивать экипаж свежим мясом. По пути в некоторых семьях даже дети рождались! Какой там «Титаник», «Челюскин» прокладывал путь в новый ослепительный мир, где лютые холода и лютая красота.

Но грандиозной затее не суждено было сбыться (точнее, она плавно перетекла в не менее грандиозную операцию по спасению) – летом 1933 года в «дурном» Карском море корабль получил пробоину, которую удалось залатать; намек никто не хотел понимать. А уже осенью «Челюскин» буквально врос в лед, долго дрейфовал, а затем был раздавлен ледовыми глыбами.

Фото: Александра Конычева

Военные летчики прибыли на помощь и эвакуировали всех на льды бухты Провидения. Ко дну теплоход ушел в феврале 1934 года. Неуемный Шмидт и прозорливый Воронин покинули корабль последними.

USSR. Members and crew of the Chelyuskin steamship expedition living in a camp after wreck. (Photo ITAR-TASS)
Лагерь Челюскинцев. Репродукция Фотохроники ТАСС

История выживания «челюскинцев» была не менее драматичной, чем трагедия судна. Несколько месяцев, разбив палаточный лагерь прямо на льдине, они спасались. За судьбой сотни человек следил весь мир. Помимо бараков, неубиваемые советские люди организовали пекарню и даже редакцию стенгазеты «Не сдаемся!». Для военных самолетов, которые ожидали для эвакуации, подготовили аэродром, несмотря на то что лед постоянно ломался и был занесен пургой.

Когда детали эвакуации обсудили, был составлен список тех, кто в приоритетном порядке должен покинуть льдину (женщины и дети, конечно). Так вот представьте себе самоотверженность советских гражданок, которые не собирались уходить первыми только на основании гендерного принципа.

– Женщины, великолепно державшиеся на льдине, очень неохотно увидели себя в привилегированном положении, – записал в дневниках Шмидт. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго.

На самолете АНТ-4 летчик Анатолий Ляпидевский с 29 (!) раза по координатам нашел местоположение лагеря. В минус сорок градусов началась эвакуация. Техника отказывала – за «челюскинцами» присылали другие самолеты. После людей со льдины отправили на материк – на Чукотку. Оттуда людей переправили на Камчатку, а затем – во Владивосток, Хабаровск и специальным поездом Москву.

СССР. 1 января 1967 г. Встреча челюскинцев в Москве. Полярный летчик В.С. Молоков, капитан парохода «Челюскин» В. М. Воронин и руководитель спасательной экспедиции Г. Д. Ушаков во время встречи. Репродукция. Фотохроника ТАСС

По ходу следования состава в каждом городе спасенных «челюскинцев» встречали как героев. Цветы, аплодисменты и всеобщее счастье. После их чествовали на Красной площади, а у Казанского собора в Ленинграде разбили макет знаменитого палаточного лагеря.

Новый сериал о судьбе легендарного парохода включает шесть серий и выйдет в 2024 году на платформах more.tv и Wink.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ