Если ты долго смотришь в пандемию, то пандемия начинает смотреть в тебя
Квартирное одиночество в фильме Григория Добрыгина «На близком расстоянии»
В Следственный комитет верят. Так сложилось за последний десяток лет, что дела, которые не всегда раскрывает полиция, с блеском берет СК и решает даже те, которые кажутся безнадежными. Такой супергеройский, немного силовой орган, вроде как оплот справедливости в стране, где на всякий случай не особо доверяют полиции, ФСБ и прочим людям в форме. Представление в массах, по крайней мере, таково.
Но в последнее время СК взялся за цензуру, и картина выглядит все более и более удручающей.
Новость от 2 октября: Следственный комитет возбудил уголовное дело из-за фото блогера Руслана Бобиева на фоне храма Василия Блаженного. Картинка, на которой подруга блогера, модель Анастасия Чистякова, в куртке с надписью «Полиция» имитирует минет Бобиеву, якобы оскорбляет чувства верующих.
Новость от 26 октября: глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил проверить высказывание рэпера Алишера Моргенштерна о Дне Победы. Музыкант в одном из интервью усомнился в целесообразности масштабных праздничных мероприятий 9 мая.
Новость от 30 октября: в Петербурге задержана модель, сфотографировавшаяся в трусах на фоне Исаакиевского собора, Следственный комитет возбудил уголовное дело об оскорблении чувств верующих. В сообщении Следственного комитета говорится, что подозреваемая, «действуя умышленно и публично» и «проявив явное неуважение к обществу», оскорбила чувства верующих, сделав фотографии и видеозапись с обнажёнными частями тела. Исаакиевский собор, кстати, даже не принадлежит РПЦ.
Новость от 5 декабря: Следственный комитет объявил на своем сайте, что глава СК Александр Бастрыкин поручил провести доследственную проверку по обращению некой инициативной группы патриотов.
«В заявлении, опубликованном в одном из средств массовой информации, группа лиц просит главу СК России проверить деятельность музыкантов Noize MC (Иван Алексеев) и Oxxxymiron (Мирон Федоров). Инициаторы обращения отмечают, что в своем творчестве эти исполнители пропагандируют негативное отношение к сотрудникам правоохранительных органов, также усмотрены попытки реабилитации нацизма и экстремистской деятельности»,
– говорится в сообщении Следственного комитета. Обращение оказалось фейком. Точнее, сатирой.
Новость от 7 декабря: в СК раскритиковали увеличение числа оправдательных приговоров. На совещании с руководителями региональных следственных органов Бастрыкин заявил:
«Причины, которые приводят к оправдательным приговорам – это низкое качество проведения предварительного следствия, непринятие мер к установлению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, неполнота проверки доводов подследственных, нарушения требований процессуального закона, которые влекут к аннулированию доказательств обвинения».
Может, хватит?
Потому что это все история не про защиту чувств верующих или ветеранов, не про восстановление справедливости, не про воспитание гражданского общества. Напрашивается одно объяснение: это масштабная диверсия по дискредитации российской правоохранительной системы вообще и Следственного комитета в частности. Эти инициативы абсурдны и не имеют ничего общего с защитой справедливости. И возбужденные уголовные дела, и инициированные проверки – проблемы, которые решаются в рамках гражданского общества, существующего в России.
Возможно, кто-то радостно поаплодирует этим новостям, сидя у телевизора, а потом будет удивляться: почему дети теперь не верят в российское государство и ищут себя среди оппозиционеров.
Да просто потому, что абсурдные, бессмысленные запреты и наказания – именно то, что живо отталкивает как раз-таки детей и подростков, многие из которых прочувствовали это на своей шкуре от своих родителей.
Конкретно Следственный комитет сейчас выполняет роль глупого, плохого родителя, который сам отталкивает своих детей.
Это может кончиться очень плохо.