Иван Андреев: ПРО МЁРТВЫХ МИРНЫХ И ИЗЮМ
Мы разместились на одной территории, в расположении одного батальона…
Почти сразу же после отступления российских войск из Харьковской области, тактично названного Минобороны РФ «перегруппировкой», произошло очередное обострение на армяно-азербайджанской границе. Что вызывает ряд вопросов: связано ли оно с отступлением ВС РФ? Кто является бенефициаром этого обострения? И каких ждать возможных последствий?
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Umit Bektas / ReutersНо прежде чем перейти к вышеозначенным вопросам, вкратце напомню общую хронологию событий. Обострение между Арменией и Азербайджаном произошло в ночь с 12 на 13 сентября. Причем кто первый начал военные действия – остается неизвестным. По версии армянской стороны, азербайджанская артиллерия обстреляла ряд населенных пунктов Армении (причем именно Армении, а не Нагорного Карабаха). По версии Азербайджана, причиной обстрела послужила провокация армянской стороны. Но, учитывая военное превосходство Азербайджана и то, что Ереван не спешит выполнять обязательства по мирному договору, подписанному по итогам Второй Карабахской войны, логично предположить, что первым начал все-таки Азербайджан, который весьма заинтересован в выполнении Арменией тех условий, что были прописаны в договоре, а также имеет необходимую военную силу для того, чтобы элементарно принудить Ереван к исполнению этих соглашений. Армении же, беря во внимание внутриполитическую обстановку и не слишком сильную армию, конфликт сейчас не выгоден совершенно.
Чего хочет Азербайджан? Чтобы Армения обеспечила Азербайджану проход по транспортному коридору в Нахичевань (азербайджанский анклав между Арменией, Ираном и Турцией) на условиях последнего, что было прописано в мирном договоре, но чего Армения не торопилась делать (напомню, что Вторую Карабахскую Армения проиграла, поэтому затягивания Ереваном выполнения требований Баку вполне понятны).Но почему именно сейчас Азербайджан решил напомнить Армении, что он в случае чего может достичь желаемого и силовым путем?
Связь с харьковским отступлением очевидна, если иметь в голове, что за Азербайджаном стоит Турция, которая в последнее время активно наращивает свой авторитет на мировой политической арене, а за Арменией, правда, чисто теоретически, поскольку страна входит в ОДКБ, – Россия. Поэтому вполне можно допустить, что Турция решила воспользоваться проблемами РФ на украинском направлении, чтобы расширить сферу своего влияния через Азербайджан. В пользу этого говорит и то, что президент Турции Реджеп Эрдоган открыто артикулировал поддержку Азербайджану: «Армения не выполняет договоренности. Ереван должен свернуть с этого ошибочного пути! На фоне последних событий на Южном Кавказе вновь громогласно заявляю всему миру: Турция поддерживала и продолжит поддерживать братьев в Азербайджане!» – цитирует турецкого лидера агентство «Анадолу».
А что Армения? Армения же обратилась за помощью в ОДКБ, напомнив про 4-ю статью договора, согласно которой«если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора». И на этот раз совершенно справедливо, так как азербайджанская артиллерия нанесла удары непосредственно ее территории.
И тут, конечно, интересна реакция ОДКБ, а если говорить без обиняков, то России, так как именно Россия является лидером данного союза и, по сути, именно войска РФ делают этот военно-политический альянс силой не только на бумаге. А ответ оказался отрицательным: Армения помощи не получила. Да, в Армению была направлена группа от ОДКБ, но без миротворцев. И такая реакция указывает явно на то, что ОДКБ, то есть Россия, вмешиваться в конфликт не собирается. Хотя в вышеупомянутой 4-й статье кодекса ОДКБ говорится, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Спрашивается, почему? Да, известна определенная неприязнь президента России Владимира Путина к премьеру Армении Николу Пашиняну (вследствие того, что тот пришел к власти революционным путем и его ориентированности на Запад), но совершенно очевидно, что личные эмоции/мотивы не должны отражаться на делах международного масштаба. И так же очевидно, что далеко не одной неприязнью Путина объясняется реакция ОДКБ на просьбу Пашиняна. Дело в том, что Армения очень сильно не хочет и всячески сопротивляется (и небезуспешно, надо отметить) попаданию в сферу влияния РФ, активно заигрывая с Францией и США (так непосредственно перед началом обострения Ереван посетил заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии). К тому же Москва, по всей видимости, боится портить отношения с Анкарой, во-первых, хорошо помня ту помощь, которую Турция оказала Азербайджану во время Второй Карабахской войны (а РФ до сих пор не смогла наладить выпуск своих беспилотников; и также не стоит думать, что во время предыдущего конфликта РФ занимала сугубо нейтральную позицию: да, она ее занимала, но лишь на официальном уровне, на неофициальном помощь Армении шла). А во-вторых, Турция является одной из немногих действительно крупных стран (наряду с Китаем и Индией), не разорвавших отношения с РФ после начала СВО и введения санкций (товарооборот между РФ и Турцией, по оценкам экспертов, за этот год, вероятно, вырастет в два раза в сравнении с прошлым годом).
Предвижу, что кого-то могла покоробить (или даже возмутить!) фраза «Москва, по всей видимости, боится портить отношения с Анкарой». Мол, Москва никого и ничего не боится! Мы всех прогнем, порвем и так далее. Возможно. Однако странно, если уж мы такие сильные, то почему МИД даже ритуально не отреагировал на то, что один из азербайджанских артиллерийских ударов, по данным армянской стороны, пришелся по российским фээсбэшникам? Согласитесь, молчание в этом случае выглядит весьма странным. Хотя уже только на основании этого Россия должна была бы резко активизироваться, не дожидаясь запроса Пашиняна…
Таким образом, мы логично приходим к тому, что: а) главным бенефициаром армяно-азербайджанского обострения, надо полагать, является Турция; б) тяжелое положение российских войск на Украине послужило основным фактором в выборе момента для возобновления конфликта (на сегодняшний день, отмечу, на границах тихо, но надолго ли?). Теперь к вопросу о последствиях.
Сложно сказать, приведет ли это обострение к Третьей Карабахской войне (по крайней мере, такого сценария исключать нельзя), но то, что Турция и дальше через Азербайджан будет укреплять свое влияние в регионе, это определенно точно. И если Пашинян пойдет на условия Алиева как «младшего брата» Эрдогана, то вполне вероятно, что в стране может произойти переворот (в Ереване уже несколько дней идут массовые митинги, а, как сообщает политолог Константин Калачев в своем телеграм-канале, оппозиционные депутаты намерены запустить процесс импичмента главы правительства). Конкретно для России что-то изменится, если к власти придет пророссийский лидер, тогда – теоретически – нужно будет открывать второй фронт и лишаться такого партнера, как Эрдоган (впрочем, на это Москва может и не пойти, попробовав как-то закулисно, чтоб не потерять лица, урегулировать ситуацию).
Но это дело, так сказать, будущего. Если рассматривать последствия обострения с точки зрения настоящего, то с большой долей вероятности можно говорить, что ОДКБ приказал долго жить. Ибо то, что ОДКБ, несмотря на свой устав, по сути, проигнорировал запрос Армении, демонстрирует несостоятельность организации. Я не говорю сейчас – России (на ком вся ОДКБ и держится). Россия в данном случае демонстрирует политику многовекторности (хорошие отношения с Турцией сейчас для РФ важнее, чем Армения, несмотря даже на то, что Турция поставляет оружие на Украину, где РФ ведет СВО), которую нынче исповедует Эрдоган. Я говорю конкретно об организации. После завуалированного отказа Армении о какой-то жизнеспособности и проч. ОДКБ – говорить бессмысленно. ОДКБ окончательно превратилась в организацию исключительно на бумаге, что, разумеется, не может не отразиться на отношениях с теми странами, что входят в организацию (не зря пошли слухи о возможном выходе из организации Казахстана, который все больше и больше входит в сферу влияния Китая). А это свидетельствует о том, что Россия теряет свое влияние в Центральной Азии, за которое нынче активно борются Китай и Турция. И ведь потеряет, если всерьез не начнет работать на этом направлении.