«Ни любви, ни тоски, ни жалости». Российский ритейл глазами сотрудников

6 месяцев назад

Современная жизнь человека немыслима без покупки товаров и услуг. Следовательно, в каждой стране есть своя модель потребления, которая зависит от потребностей, доходов и аппетитов населения. На вопрос, какая модель потребления сложилась в России, нам отвечает основатель и президент компании Zenden бизнесмен Андрей Павлов. 

Андрей Павлов. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

«ВН»: – Андрей Васильевич, вы говорите, что эта модель «такая же, как русский бунт – бессмысленная и беспощадная». Почему? 

– Начнем с того, что вместо развитой экономики, научно-технического прогресса и высокой производительности труда за последние 10 лет наша страна получила избыточный рынок торговли и услуг, выкачивание трудовых ресурсов из производственных секторов, замученных работой людей, у которых всё меньше надежды на завтра.

Во всем этом потребительская модель поведения играет одну из главных ролей. Как и в рождаемости, которая сейчас скатилась на уровень середины 90-х. В начале недели Росстат сообщил, что в ближайшие 20 лет население России, преимущественно русское, будет вымирать со скоростью 500 000 человек в год. Такими темпами к 2046 году, даже по самому оптимистичному прогнозу статистов, нас останется около 138 млн человек. Свободные места займут ценнейшие специалисты из Средней Азии, и каждый пятый гражданин России будет мигрантом.

«ВН»: – Страшная картина. 

– Да, эти слова нагоняют жути. Но если посмотреть на рынок труда глазами сотрудников российского ритейла, то и так можно содрогнуться от того, насколько бесчеловечна эта система. Возьмем обычного продавца обуви, который работает в магазине площадью 50 квадратных метров в одном из павильонов торгово-развлекательного центра. Типичный ТРЦ работает ежедневно с 10:00 до 22:00 часов. То есть нашему сотруднику надо проснуться в 7 утра, чтобы спокойно умыться, собраться, позавтракать и приехать на работу к 9:30 для подготовки магазина к приему посетителей до открытия ТРЦ.

Начинается работа, а вместе с ней и современная «китайская пытка». Только вместо привязанного к стулу человека, на чью голову постоянно капает вода, выступает работник, который привязан к одному помещению и находится в нем больше 12 часов, практически не приседая и не имея возможности куда-то отлучиться, спокойно поесть и сходить по нужде. Потому что в магазинах малого бизнеса продавец выполняет роль администратора, кассира, кладовщика и уборщика. Во время перерыва его просто некому заменить, а двери магазина должны быть всегда открыты для покупателей.

Очевидно, что если наш сотрудник весь день пробудет на ногах, то к вечеру его «притянет к земле». Но после смены присесть не получится: впереди ещё приемка товара, который завозят с закрытием ТРЦ, то есть в 22:00. В лучшем случае этот продавец доберется до дома ближе к полуночи, если по дороге не наткнется на банду мигрантов. И ляжет спать после часа ночи с ощущением, что вместо обуви таскал камни. Через 6 часов этот круг ада начнется заново и, скорее всего, не закончится в будни. Зарплата продавца зависит от выручки, и он будет выходить на смены в субботу, воскресенье и праздники. С учетом вероятных кредитов, текучки персонала и «кадрового голода» он будет делать это постоянно.

«ВН»: – А что заставляет людей так работать? Оно того стоит, как говорится?  

– Если спросить продавца, зачем он это делает, то вряд ли можно услышать: «Чтобы прокормить свою большую семью». Потому что с такой работой ни прокормить, ни построить большую семью невозможно. Особенно если часть зарплаты выдается в конверте и нет никаких гарантий, что тебя не выкинут завтра с работы без денег. Всё, что светит нашему сотруднику к 30 годам, – это семья с одним ребенком, выхолощенный организм и состояние затяжного отчаяния из-за изнурительного графика работы и постоянного поиска места под солнцем. А кто-то в эти годы уже бесплоден: как показывает статистика, каждая шестая семья в России сталкивается с этой проблемой. Работа на износ и отсутствие надежды на завтра напрямую на это влияют. Как и на формирование набора пристрастий к табаку, алкоголю и наркотикам.

В итоге получается, что текущий российский ретейл имеет антисемейный характер и вместо поддержки духовно-нравственных ценностей поддерживает только фармацевтических, табачных и ликероводочных производителей и их посредников.

В крупных торговых сетях дела обстоят не намного лучше. В известных магазинах парфюмерии и косметики, которые есть почти в каждом ТРЦ, продавцам запрещено присаживаться во время работы и даже прислоняться к стене. Да, они имеют положенные часы отдыха. Но проводят по 13 часов на работе, из которых 10 – по стойке «смирно». При этом у них такая же система зарплаты и текучка, как в маленьких магазинах, и им приходится работать в свои выходные и праздники. Поспрашивайте людей, которые несколько лет проработали в таком режиме. Они вам расскажут про постоянные боли в спине и ногах, варикозное расширение вен и другие необратимые процессы в организме. Не велика ли цена за постоянный доступ к новым товарам?

«ВН»: – Кто виноват в этой ситуации?

Давайте посмотрим на безжалостный мир российского ретейла глазами владельца того самого магазина обуви, который решил вести честный бизнес и торговать только легальной обувью. Ему нужно соблюдать огромное количество требований и обязательств по договорам с ТРЦ, поставщиками, сотрудниками, банками и надзорными органами, а также обеспечивать ежедневную 12-часовую работу своего магазина, в том числе в нерабочие и праздничные дни. При этом его постоянно преследуют какие-то кризисы, санкции, эпидемии, проверки и нечестная конкуренция.

Андрей Павлов. Фото: Денис Абрамов/ТАСС

Например, по соседству откроется большой магазин с контрафактной обувью и за счет коррупционеров в надзорных органах будет спокойно работать и развиваться. Тогда клиенты честного предпринимателя будут уходить к соседям – и его бизнес начнет постепенно банкротиться. Нашему бедолаге придется самому выходить на смены, что и так приходилось делать ранее из-за нехватки персонала. Его хроническая усталость и отчаяние будут только нарастать, а сократить время работы магазина и не работать в выходные и праздничные дни не получится. По договору он должен принимать покупателей во время работы ТРЦ. В таком случае ему придется думать о работе или самому стоять у кассы 1 января и 9 мая, пока мы с вами будем отдыхать и смотреть парады.

После этого ответьте себе на вопросы: «Если бы этот магазин не работал в выходные и праздники, вы бы стали от этого покупать меньше обуви? Смогли бы вы купить обувь в течение рабочей недели? Стоит ли кого-то мучить ради ежедневного доступа к новой обуви?»

«ВН»: – Нужно на законодательном уровне регулировать время работы магазинов?

В 2016 году я обращался в Минпромторг с предложением сократить время работы непродовольственных магазинов и сделать график с 11:00 до 21:00. Потому что статистика и чеки наших магазинов обуви показывают, что до 11 утра и после 9 вечера нет ни клиентов, ни выручки. В целом, если вы пройдетесь по ТРЦ в это время, то увидите, что непродовольственные магазины стоят пустые, особенно в будни. В итоге падает эффективность работы персонала и бесполезно тратится большое число ресурсов. Например, при сокращении работы магазинов бюджеты городов могли бы сэкономить десятки миллиардов рублей на уменьшении затрат на электроэнергию.

Тогда на мое предложение замминистра промышленности Виктор Евтухов ответил, что идея требует тщательной проработки и оценки заинтересованных сторон. Национальная ассоциация сетевой торговли в лице ее члена правления Александра Фёдорова оценила эту идею как нечто ненужное и запредельное, так как нашим покупателям удобно приезжать в ТРЦ и закупаться после работы, а рынок сам себя отрегулирует и кому надо – закроются раньше. Хотелось бы узнать, много ли людей закупается одеждой, косметикой и бытовой техникой после 9 вечера? И если рынок сам себя отрегулирует, то почему в самых развитых странах Европы время работы магазинов регулирует именно государство?

Давайте посмотрим на время работы магазинов в странах Евросоюза. В таблице приведены общие законодательные меры, которые могут меняться в зависимости от субъекта внутри страны. Также здесь не указаны исключения, действующие для аптек, АЗС, вокзалов, аэропортов и продовольственных магазинов.

Ответ на вопрос, почему в этих странах останавливается торговля по воскресеньям и праздникам, содержится на сайте германского Альянса за свободные воскресенья: «Воскресенье – не день для покупок и работы. Оно принадлежит семье, вере, культуре, спорту, общению и отдыху. Так и должно быть!»

Мы же привыкли, что любой товар можно приобрести в любой день и в любое время. Но с такой моделью потребления никаких демографических, экономических и социальных улучшений в стране не будет. Потому что в отличие от немцев, которые называют воскресения «тихими днями» и проводят их вместе с семьёй, у нас в выходные идет бесперебойная работа ретейла и стоит шум, как на базаре. Когда в таком случае людям строить семьи, просвещаться, общаться, заниматься спортом и отдыхать?

«ВН»: – Что вы предлагаете сделать сегодня для исправления ситуации?

– С 2016 года мое мнение остается неизменным – время работы магазинов должно регулироваться законодательно. Не обязательно по той же модели, что была предложена выше: наша страна большая и в каждом регионе свои особенности. Но общая линия такая:

– в выходные и праздничные дни непродовольственные магазины должны быть закрыты;

– работа непродовольственных магазинов должна быть ограничена 60 часами в неделю;

– работа продовольственных магазинов должна быть не более 84 часов в неделю с запретом круглосуточной торговли;

– ночные смены, кроме государственных служб (полиция, пожарная, скорая и т. д), охраны объектов и непрерывного производства, должны быть запрещены.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ