Мусорная свалка на родине Деда Мороза

2 года назад

В километре от жилых домов деревни Горбачёво Великоустюгского района Вологодской области власти хотят разместить мусорную свалку площадью 64 га. Это больше, чем полигон ТБО Саларьево в Подмосковье, который имеет площадь 59 га, высоту около 70 метров и считается одним из самых крупных в Европе.

Власти Вологодской области неоднократно обещали, что решение о строительстве полигона для захоронения отходов будет приниматься совместно с местными жителями. Но людей обманули: решение принято кулуарно, общественные обсуждения не проводились. Тем временем в бюджете на проектно-изыскательские работы для строительства полигона и мусоросортировочного комплекса в Горбачёве уже заложены почти 44 миллиона рублей. Подрядчика определят 11 ноября.

Вместо того чтобы найти максимально удалённое место от всех населённых пунктов, построить туда дорогу, выбран участок у трассы Великий Устюг – Кичменгский Городок, как раз посередине пути, где находится Горбачёво. Это ещё раз доказывает, что мусор будут, вероятно, возить из Кичменгского Городка и заодно и находящегося дальше Никольска. Зачем ещё тратиться на строительство дорог? И так сойдёт!

Подчеркнём: люди не против мусороперерабатывающих заводов, но власти им отвечают, что их строительство почему-то невыгодно. А как же опыт Европы? В Великоустюгском районе днём с огнём не сыщешь контейнеров для раздельного сбора отходов (может, они где-то и есть, но как редкий артефакт). Значит, повезут в Горбачёво всё подряд, извлекут частично пластик, увезут на переработку, и зашибёт кто-то опять деньгу, а на бывших полях и лугах, где раньше растили хлеб и косили траву, остатки будут лежать веками…

Инициативная группа направила открытое письмо губернатору Олегу Кувшинникову и главе района Александру Кузьмину, и тут же активистов обвинили в излишней эмоциональности. Но как писать иначе, когда за ними – Родина?

Жителей уверяют, что полигон будет построен с соблюдением всех экологических норм и правил, а жилые дома могут находиться на расстоянии 500 метров от таких объектов. А почему не 50 метров? Хорошо, если так, люди предлагают власти начать с себя, показать хотя бы раз пример: построить такой полигон на своей малой Родине: губернатору Вологодской области – в Тотемском районе, главе Великоустюгского района – в посёлке Ломоватка. Ведь безопасно! Интересно, что скажут их земляки.

А кто-то уже давно не верит региональной и местной власти и обратился напрямую в администрацию президента.

Не помогают и новоиспечённые депутаты Госдумы от Вологодской области. Перед выборами мелькали каждый день в телевизоре и интернете, а тут исчезли, как корова языком слизнула. Может, им пора пересмотреть дурацкую норму в 500 метров? Или об избирателях вспомнят, как обычно, только через пять лет к новым выборам?

Люди предлагают вариант решения проблемы: рекультивировать действующую свалку у Великого Устюга, построить рядом мусоросортировочный комплекс и современный полигон. Если мало средств, что собирают с народа в качестве взносов за ТБО, можно взять кредит. Людей же загнали в кредиты до конца жизни. Конечно, на это никто не пойдёт: денег хотят много и прямо сейчас. Жадность мусорщиков зашкаливает.

Очевидно, что «мусорная реформа» в стране забуксовала. Конфликты, как в Горбачёве, вспыхивают то тут, то там. Может, пригласить в Горбачёво специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, чтобы рассказал людям о мусорной реформе, заводах и полигонах, если местные власти не считают нужным с народом общаться? Должен же бывший министр обороны Иванов справиться!

Посмотрел бы он на ландшафт деревни Горбачёво и сразу бы всё понял. Недаром ведь так назвали это место предки: угоры что горбы. Или вот ещё один местный топоним – Тайкин угор. Перепады высот с девятиэтажный дом! Завалить всё мусором, как в Подмосковье, сравнять угоры – вот что, наверное, хотят местные власти и мусорщики.

– Выбранное место располагается на возвышенности, имеет уклон к пойме реки Шарденьги. Кроме того, непосредственно по территории участка протекает речка Левиха. Обустройство полигона нанесёт вред окружающей среде, поскольку не удастся избежать стоков с талыми водами через водоносные слои в Шарденьгу, а далее в Юг, Сухону и Северную Двину, – считает одна из активисток Антонида Смолина. – Без предварительного заключения экологов и гидрологов объявление аукциона может повлечь за собой необоснованные траты бюджетных средств, поскольку в процессе изысканий может выясниться, что по экологическим параметрам участок не подходит, а денежные средства будут затрачены.

За одни сутки петицию против мусорного полигона в Горбачёве подписала сотня человек, за несколько дней группа защитников собрала в соцсети более тысячи участников. Неслучайно аккаунт одной из активисток оказался заблокирован. Горбачёво поддерживают сторонники из разных уголков страны. Люди настроены идти только до победного конца.

Может, 44 миллиона бюджетных (читай: народных) денег, что хотят потратить на проектные работы, стоит отдать деревне Горбачёво? Хоть раз в жизни такой денежный дождь упал бы деревенским людям – но только на полезное дело: возрождение сельского хозяйства. В этом году на ферме в Горбачёве зарезали последних коров. Какой «замечательный» выдался год!

Жители стерпели, когда закрыли школу, хотя ученики есть до сих пор, но их возят за 20 километров в школу в село Усть-Алексеево. Абсурд современной российской жизни.

У деревенских жителей осталось одно богатство – вот эти полузаросшие поля да перелески, что хотят теперь завалить мусором. И откуда? Из городов! Деревня никогда не производила мусор. Что можно – сжигалось в печках, пищевые отходы – скоту. К слову, о вторичном использовании отходов: в деревнях нашли применение пластиковой бутылке, сделав из неё рукомойник (старый заржавел, а на новый денег нет, ибо работы в деревне, повторимся, нет). Деревенские говорят: не было у нас никогда своих свалок, а чужих не надо!

Судьба деревни Горбачёво, по иронии судьбы созвучной с фамилией первого и последнего президента СССР, – пример того, как власть за эти 30 лет относилась к русской деревне: выживайте как хотите. Остались последние, самые стойкие жители, старики и старухи. Как этой жалкой горстке протестовать против могучей администрации? Многотысячные акции, как было, например, в Архангельске и Северодвинске против мусорного полигона в Шиесе, не организовать. Тем не менее жители Горбачёва выходят на одиночные пикеты. Только заметят ли их боль из высоких чиновничьих кабинетов?

 

Автор Артём Попов, фото сообщества «Мы против свалки в Горбачёво»

 

 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ