«Мифический муж и его собака» во МХАТе

3 года назад

Нет, это не водевиль, как можно было бы подумать по названию. И в пьесе нет собаки. Это было шуточное прозвище для домашнего обихода, которое дал одной известной жене очень, очень знаменитый муж. Звали его Антон Павлович Чехов.

Писатели не так уж редко становятся героями пьес. Есть пьесы о Пушкине, о Есенине и о многих других, где, основываясь на фактическом материале, драматург вкладывает в уста героев придуманные реплики, которые призваны раскрыть их характер и творчество. Корифей Художественного театра Сергей Десницкий решился на смелый эксперимент: создать текст, который целиком и полностью основывается на переписке, текст, в котором не будет ни одной выдуманной фразы. Пусть Чехов говорит словами Чехова, Ольга Леонардовна Книппер — словами Ольги Книппер. Смело? Несомненно, но и цель самая благородная: показать Чехова и его жену, известную актрису, такими, какими они были, ничего не прибавляя.

Если говорить о письмах самого Антона Павловича, то они составляют 12 томов его полного 30-томного собрания сочинений (и в прошлом году, отчасти благодаря карантину, я их прочитала). Опубликованы письма и дневники людей из чеховского круга, было и отдельное издание переписки Чехова с женой. Письма Антона Павловича — удивительные: читая их, кажется, слышишь его голос. И потому мне было особенно интересно увидеть спектакль, на них основанный.

На сцене зрители видят не только Чехова и Книппер, но и сестру главного героя Машу, и друга Бунина, и разнообразных дам из прошлого Антона Павловича. Знакомство, увлечение, переросшее в серьезный роман, свадьба, неудовольствие родных, невозможность полноценной совместной жизни — она должна играть в Москве, он прикован к Ялте, где надеется поправить стремительно ухудшающееся здоровье. Встречи и разлуки, выкидыш у Ольги, случаи недопонимания, слухи о других увлечениях жены; ее работа, его пьесы, дома в Ялте зимой холодно и неуютно, в Москве квартира на четвертом этаже, и страдающему чахоткой писателю трудно подниматься по лестнице. В последней своей пьесе, «Вишневый сад», он писал для Ольги Леонардовны роль Шарлотты, но она, само собой, предпочла Раневскую. Потом будет совместная поездка в Баденвейлер, после которой Чехов рассчитывал вернуться домой. Он даже писал, что отправится на начавшуюся тогда русско-японскую войну — разумеется, врачом. Этого момента в спектакле нет, но такое поведение очень показательно для Чехова.

В пьесе есть и комические, и драматические моменты, и лиризм, и трагедия, и удачные режиссерские находки, из которых мне как зрителю больше всего понравились вставки в стилистике немого кино. Они сделаны замечательно, и чувствуется, что режиссер любит и хорошо знает кинематограф тех далеких лет. Если говорить об актерском ансамбле, то яркая Ольга и решенная в мягких комических тонах Маша удачно оттеняют болезненного, постоянно хандрящего писателя. Даже очень небольшие роли доктора, точнее, докторов (Сергей Кисличенко) и сестры милосердия (Лариса Жуковская) запоминаются, не говоря о Елене Коробейниковой, которая в одиночку изображает всех дам сердца Антона Павловича. А это, между прочим, нелегко, учитывая, сколько романов было у великого писателя.

Вообще есть что-то символическое в том, что пьеса о самом знаменитом русском драматурге, поначалу предназначавшаяся для совсем другого театра, в итоге оказалась на сцене МХАТа. И не зря сказал в своем интервью автор и режиссер спектакля Сергей Десницкий: «Чехов — это любовь на всю жизнь».



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ