«Красный Моцарт»: музыкальная комедия с чечеткой на сцене МХАТа

3 года назад

Много музыки, и какой – все главные хиты Дунаевского, которые исполняет оркестр ансамбля Воздушно-космических сил. Сценография знаменитого Бориса Краснова (мне, признаться, особенно понравился дирижабль), изящные и остроумные световые и видеоэффекты, живые голуби, чечетка, которую отбивают персонажи – и все это соединил в себе музыкальный спектакль «Красный Моцарт».

Сюжет в известной мере аллегоричен, хотя параллели со многими историческими персонажами напрашиваются сами собой. Есть Вождь, который дает указание генералу Соколу собрать в одном Доме творчества известных – и не очень – композиторов, дабы они создали к конкретной дате идеальную песню для народа. Самому Вождю по душе пришлась мелодия, которую на другой конкурс прислал по почте неизвестный композитор Воробей, поэтому Воробья, которого зовут Дуня, решено тоже засадить, – нет, не в тюрьму, а за дело: пусть также что-нибудь напишет.

Перечить Вождю генерал не осмеливается, что вполне понятно – так как собеседник обладает чрезвычайно узнаваемыми манерами товарища Сталина, курит трубку и в придачу ко всему дарит Соколу эту самую трубку на счастье.

Позже подарок исчезнет, что вызовет панику и неразбериху, но мы не станем раскрывать всех тайн сюжета. Упомянем лишь жену генерала Любочку, звезду эпохи, в образе которой просматриваются параллели с Любовью Орловой. Любочка дивно поет, хорошо разбирается в музыке и, кажется, не прочь увлечься талантливым Воробьем. Но Сокол не дремлет, да и его клеврет Завхоз тоже не страдает от недостатка бдительности, так что Воробью приходится несладко.

В 20-е и 30-е годы некоторые женские имена употреблялись в дружеском кругу вместо мужских – так, известного драматурга (и еще более известного ловеласа) Алексея Каплера приятели звали Люсей, а реальный Дунаевский стал, соответственно, Дуней. В спектакле имя отсылает к прототипу персонажа.

Что касается актеров, то достаточно сказать, что Вождя играет блистательный Сергей Шакуров. Роль его сравнительно невелика – он появляется в начале и в конце спектакля. Я, по правде говоря, отношусь к тем зрителям, которые хотели бы видеть его на сцене дольше, но логика сюжета такова, что увеличить роль Вождя просто невозможно.

Елена Терентьева, играющая Любочку, выглядит в красном платье очень эффектно и замечательно поет. Роль Сокола убедительно и ярко играет Максим Дахненко, и не отстает от него Иван Рыжиков в комической роли Завхоза. Легко понять, почему Воробью в исполнении Тимура Дружкова не так-то легко противостоять их козням. Из исполнителей других ролей отмечу Артемия Оя, который играет… Гениалову, чрезмерно заботливую мать одного из композиторов. Но вообще выделять кого-то нелегко, потому что все исполнители колоритны по-своему и играют с задором и юмором.

Режиссер спектакля Рената Сотириади хорошо известна в театральном мире. Если судить по тому, как ей удался «Красный Моцарт» – а постановка сложная, многоплановая, тут и комические диалоги, и тонкие визуальные эффекты, и танцы, и чечетка – музыкальные комедии являются ее призванием. Сейчас она занята многообещающей постановкой «Чудесный грузин» – да-да, о том самом человеке, который выведен в «Красном Моцарте» в виде Вождя.

Автор «Красного Моцарта» Дмитрий Минчёнок – человек чрезвычайно разносторонний: драматург, артист, исследователь, и это далеко не все его ипостаси. Для знаменитой серии ЖЗЛ он написал биографию Дунаевского, за которую получил премию имени Ирины Архиповой в номинации «Лучшая книга о музыке и музыкантах». Тема Дунаевского и его судьбы оказалась такой богатой, что вдохновила Дмитрия Анатольевича еще и на создание яркой пьесы, – яркой во всех смыслах, включая ее визуальное воплощение.

https://youtu.be/b1LmQckeTOU

Отдельно хотелось бы отметить работу костюмеров – не только уже упомянутое красное платье с отстегивающимся шлейфом, в котором появляется Любочка, но и обшитый бахромой наряд одной из девушек, стилизованный под 20-е годы. А Воробей в момент своего первого появления щеголяет в оригинальном костюме, чем-то напоминающем одежду Пьеро.

Полагаю, будущим зрителям будет небезынтересно узнать, что часть действия спектакля происходит на авансцене и фактически перед сценой, поэтому при покупке билетов стоит учитывать эти моменты. Те, кто захочет смотреть спектакль из-за участия в нем Сергея Шакурова, должны учесть, что начало пьесы он проводит, находясь в правой ложе (если сидеть лицом к сцене), так что зрители, которые сидят неподалеку, будут видеть его лучше.

В спектакле задействованы несколько составов: так, роль Любочки исполняет по очереди с Еленой Терентьевой Ирина Линдт, а роль Вождя играют то Сергей Шакуров, то заслуженный артист России Андрей Погодин. Если есть желание видеть именно конкретного артиста, стоит уточнять заранее, кто именно участвует в представлении.

Возрастное ограничение 12+



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ