Советское «Восхождение» и российский позор. Ричард Семашков о военных фильмах

В День Победы мне захотелось посмотреть какой-нибудь хороший (хотя кому в голову придёт смотреть плохой?) военный фильм.

Пробежавшись по новинкам, да и вообще по постсоветскому кино, я быстро понял, что те немногие пять-шесть хороших фильмов давно посмотрены, а на остальное нет никаких моральных сил. Не было никакого желания вызывать рвотные рефлексы от российских абсолютно бессмысленных боевичков, которые сделаны по западным лекалам и в которых нет ни коммунистов, ни Сталина, ни той идеологии и духа, ни одного актёра, который имеет представление о том, как собирается и разбирается автомат.

Среди советской классики отрыл не слишком известный фильм «Восхождение» 1976 года.

Фото: dvhab.ru

Блистательная военная драма, в которой показана оккупированная Белоруссия 1942 года. Сюжет разворачивается с того, как солдат с офицером отправляются на поиски продовольствия для партизанского отряда, который мёрзнет в лесу. В итоге их ловят в ближайшей деревне каратели, и уже в плену два главных героя раскрываются с неожиданных сторон.

Фильм этот снят по повести Василя Быкова «Сотников» и самого произведения более чем достоин – экзистенциальная, тонкая и пронзительная вещь о вере и предательстве. Жаль, что не все у нас его смотрели, хотя, учитывая огромную сокровищницу советского военного кино, это неудивительно.

Фото: jiyuu.su

И вот стоишь ты в курилке после просмотра этого фильма, наполненный и опустошённый одновременно, и думаешь: как же так раньше могли снимать кино? И следом же приходит неприятная мысль-напоминание, что сейчас так уже никогда не снимут.

Режиссёр Лариса Шепитько четыре года готовилась к этому фильму, добивалась разрешения у начальства его снять и, несмотря на тяжелое состояние здоровья (с вызовом скорой помощи и пр.), на месяц раньше завершила свой последний фильм. Как это нередко бывало, за выход фильма на экраны тоже пришлось побороться.

Фильм, кстати, был удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на Берлинском кинофестивале получил Гран-при «Золотой медведь» – до этого советские фильмы такой награды не получали.

Две главные роли в фильме сыграли тогда ещё никому не известные Борис Плотников и Владимир Гостюхин, собственно, после «Восхождения» они и выстрелили. На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее.

Кадр из фильма

Дело в том, что Лариса Шепитько отказалась брать «замыленные лица», потому что, по её задумке, актёры не должны были ассоциироваться со своими прошлыми ролями, чтобы создать нужный образ, тем более что образ одного из главных героев очень напоминает Иисуса Христа.

Ей пришлось отказать Андрею Мягкову, который на тот момент сыграл уже где-то в пятнадцати фильмах, среди которых была та самая «Ирония судьбы». Отказала, несмотря на то, что ему очень хотелось сыграть в «Восхождении».

Николай Губенко на тот момент сыграл тоже приблизительно в пятнадцати фильмах, среди которых были «Мне двадцать лет», «Пришёл солдат с фронта» и «Они сражались за родину», – роль он, как вы понимаете, тоже не получил.

Также не прошёл отбор Владимир Высоцкий, который на тот момент был суперзвездой и мечтал сняться в этом фильме.

К слову, Владимир Гостюхин был двадцать первым кандидатом на роль, а 25-летний актёр Свердловского ТЮЗа Борис Плотников прошёл семь проб, прежде чем его со скрипом, но всё-таки утвердили.

Так вот работали люди.

Да, была цензура; да, были тысячи согласований; да, был строй, режим и дисциплина; и да, было великое кино, которое ни у кого ничего не заимствовало и не одалживало.

Не вот это вот позорище, где всё свелось к продюсерским кормушкам, в которых играют одни и те же Безруков, Петров, Козловский, Прилучный.

Павел Прилучный в фильме «Девятаев»

Страна, где День Победы длится чуть ли не весь год, но при этом в искусстве все стесняются советского прошлого и уж тем более не могут дотянуться до того уровня, на котором тогда работали режиссёры и актёры.

Страна, где каждый день снимается туповатенький военный боевичок, чтобы попытаться собрать кассу и тут же отправиться в помойку.

Страна, которая половину земного шара шлёт на три буквы, но при этом в искусстве живёт по мерзким и пошлым капиталистическим законам.

Именно поэтому огромному количеству русских людей в великий День Победы приходится раскапывать советские нетленки, чтобы хоть как-то понять своих дедушек и бабушек, собственную историю и, прости Господи, себя.

 

Автор Ричард Семашков

Рейтинг статьи
5 11 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
9 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
Андрей
17 дней назад

Поздравляю всех! Малоизвестный фильм! Связь времен действительно распалась. «Восхождение» — один из главных русских фильмов, в нем восхождение на крест Иисуса Христа и механика предательства Иуды показывается на примере событий Великой Отечественной войны. И подвиг простого русского человека и предательство такого же простого русского человека приобретают вселенскую окраску — понимаешь, что такое для наших предков было ВОВ — прямое противостояние антихристу на уровне народа и каждого отдельного человека. Это про то, как дух побеждает плоть и про то, как поддается врагу рода человеческого. Русская цивилизация уходит в лету? Это даже не отсутствие образования, а какая-то странная издевка над прошлым. Мол это не я не знаю, а оно такое малозначительное, какие-то насекомые снимали что-то «малоизвестное». Ну погугли что ли про фильм прежде чем статейки писать. Гугл пока еще в теме. А на первом канале не кажут — тема слишком неудобная для власть предержащих. И тогда-то была неудобная, а сейчас совсем ни-ни – а ну как народец посмотрит и массово геройствовать начнет, как его потом унять – ни привить его потом, ни налогом новым на воздух обложить. Пусть лучше дальше сладко спит под Моргенштерна и тихо умрет во сне. А всем русским людям — смотрим и детям показываем пока еще можно.

Л.В.
Л.В.
21 дней назад

Фильм был на грани запрета: контролирующие органы, советские чиновники из Министерства культуры, а главное — работники идеологического отдела ЦК КПСС вынесли общий вердикт — вместо партизанской истории снята «религиозная притча с мистическим оттенком». Картина уже практически отправилась «на полку», но Элем Климов, режиссёр и муж Ларисы Шепитько, решился на отчаянный шаг, в обход Москвы тайно показал фильм Машерову в Минске… Вот ТАК РАБОТАЛИ люди. Если бы не Машеров — положили бы на полку точно. Все, кто любит этот фильм (недалеким автором обозванный «малоизвестным»!) — знают и его историю, и то, с каким трудом он пробил путь к зрителю. И знают почему советские коммунистические бонзы не хотели его выпускать на экраны. ТАК снимались и выпускались почти все известные советские фильмы, про Великую Отечественную войну в том числе! За «Они сражались за Родину» Бондарчука (ветерана!) работники идеологического отдела ЦК КПСС довели до инфаркта, не выпуская его картину в прокат, требуя ее резать и кромсать, они так изощренно и долго над ним издевались, что Бондарчук попал в больницу и дал обещание больше никогда не снимать фильмов о войне (сдержал его). Но секта свидетелей СССР об этом сейчас предпочитает глухо молчать.

Валерий
Валерий
21 дней назад

Этот фильм о войне тяжелый и честный. К сожалению его действительно редко демонстрируют по телевидению. Хотя, на мой взгляд, этот фильм должен посмотреть каждый человек в нашей стране.

рядовой
рядовой
21 дней назад

Ещё. «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Судьба человека», «На войне, как на войне», «Жажда», «Торпедоносцы», » Сашка», «А зори здесь тихие»(1-й), «Летят журавли», «На семи ветрах», «Был месяц май», «Они сражались за Родину», «Живые и мёртвые» и т.д… Особняком — «Иди и смотри»! Желающие могут дополнить… От себя ещё добавлю немного к утверждению автора о том, что такого, или равного советскому кино — больше никогда не снимут. Никогда больше не напишут книг, стихов и песен, равных тем, что писали песни и стихи и снимали фильмы-шедевры — либо люди прошедшие войну, либо жившие во время или сразу после неё. А треклятые 90-е пробили окончательную(в т.ч. и культурную!) дыру в связке поколений. В итоге пришли в культуру (и не только) «Иваны не помнящие родства», «эффективные менеджеры», «обличители кровавого совка», которые оказывается про всё великое прошлое страны, в т.ч. и про Великую Войну и про Победу — знают больше и лучше своих дедов-прадедов и родителей. Пару дней, назад у меня в Дзене состоялся показательный диалог с явно молодым оппонентом, который не моргнув глазом доказывал мне, что фильм «Баллада о солдате» — в целом так себе, скучноватый, да ещё и чёрно-белый… Интересный разве что только тем, кто смотрел его ещё аж по чёрно-белым телевизорам и, понятно, никакого сравнения с нынешним кино , конечно не выдерживает. Порвалась связь времён…(В.Шекспир, «Гамлет»). Справедливости ради, в навозной куче нынешнего «кина про войну», нет-нет да мелькнёт жемчужное зерно — например «Свои», «Кукушка», «Звезда», «Брестская крепость», ну ещё может пара-другая фильмов. Но это увы — скорее исключение, чем правило…

Наталья
Наталья
21 дней назад

» Восхождение» — малоизвестный фильм!?!?

Павел
Павел
22 дней назад

Ахренеть! «Восхождение» — не слишком-то известный фильм?! Ничего удивительного, что нынче про войну снимается всякий шлак

Edmundo
Edmundo
23 дней назад

Спасибо за пост, Рич.

Александр
Александр
23 дней назад

Благодарю, обязательно посмотрю!

Сергей
Сергей
24 дней назад

Под каждой буквой подписываюсь!!! Автор тысячепроцентно прав!!!