Первым делом, первым делом самолеты… Что не так с новым фильмом Тимура Бекмамбетова?

3 года назад

Первомайская демонстрация 1957 года в Казани. В чистом весеннем небе самолеты акробатически выстраиваются в слова, по широкой площади шагают счастливые люди. Среди них – Михаил Девятаев, и его размеренный закадровый голос объясняет нам, где он находится. Вместе с ним его жена Фая и двое их сыновей. Зайдя в переполненный автобус, они случайно встречают отца погибшего товарища Девятаева и поздравляют его с праздником. В ответ Девятаев получает лишь желчные обвинения в предательстве и угрозы, что правда, которую он так боится, рано или поздно будет раскрыта…

Источник фото: russian.rt.com

Так начинается «Девятаев» – новая картина от пионера российских блокбастеров Тимура Бекмамбетова. Удивительно, но к истории советского летчика, совершившего невероятный побег из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике, не так уж часто обращались: на ум приходят лишь несколько коротких документальных лент и плоское перестроечное кино «Охота на единорога», где отчаянно пытались стереть разницу между СССР и Третьим рейхом. В этом плане «Девятаев» смотрится безобидно – это простой военный боевик, приправленный хорошим триллером и игровыми спецэффектами (сцены самолетных боев снимались в виртуальном пространстве игры War Thunder). Фильм умеренно-патриотический, правда, с пересахаренным финалом, и даже признание Бекмамбетова в любви к советскому кино, выраженное в известной песне «Любимый город», ретрошрифте в титрах и эффектном танго двух самолетов в дымных облаках, выглядит симпатично и органично, не раздражая искушенный военными фильмами взгляд.

И все тут вроде бы допустимо, а некоторые моменты так и вовсе впечатляют – сама судьба советского летчика наполнена действующим драматизмом, который не нуждается в приукрашивании и сантиментах. Но есть в «Девятаеве» то, что не дает полностью погрузиться в него и закрыть глаза на все неточности, банальности и упрощенности.

Изобретательный Бекмамбетов, уверенно экспериментирующий с формами и жанрами, не смог создать людей на экране: актеры здесь безнадежно читают свои реплики с бумаги и больше похожи на компьютерные модели, чем на обреченных солдат. Центральная фигура фильма – Михаил Девятаев, исполненный Павлом Прилучным, вызывает, как ни странно, меньше всего доверия – с одинаковым выражением лица американского полицейского он испытывает целый спектр эмоций от восторга до отчаяния.

Неубедительные актеры неизбежно подчеркивают картонный мир происходящего, а когда зритель не верит изображению, интрига и саспенс окончательно испаряются.

И пусть «Девятаев» не претендует на осмысление жизни летчика, которому после побега из одного лагеря, немецкого, пришлось еще и посидеть в другом, уже советском. Сегодня в условиях идеологической неопределенности это практически неосуществимая задача.

Представить себе значительную картину наподобие «Чистого неба» Чухрая, снятую в 21 веке, немыслимо, но вот что можно помыслить – так это крепкое развлекательное шоу, способное занять хотя бы непритязательного зрителя. С «Девятаевым», к сожалению, такого не получилось.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ