«Царский венец»: пастырь о трагедии последних Романовых

3 года назад

Спектакль МХАТа «Царский венец» выбивается из ряда себе подобных. По сути, это проникновенный монолог автора, протоиерея Артемия Владимирова, о дне сегодняшнем и дне вчерашнем, о воспитании, об истории и прежде всего — о трагедии царской семьи, в полном составе уничтоженной большевиками в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Речи пастыря чередуются с театральными вставками, во время которых актеры читают избранные места из переписки императора, а также стихи, которые протоиерей Владимиров написал о царской семье. Сам спектакль основан на книге протоиерея «Государев венец», которая в 2018 году была признана «Книгой года» в разделе «Поэзия».

Протоиерей Артемий Владимиров широко известен не только как проповедник, но также как педагог и писатель. Перу его принадлежат и труды на серьезные темы, и стихи, и сказки, а уже упомянутый «Государев венец» был выпущен к столетию расстрела в Екатеринбурге.

Постановкой инсценировки занимался народный артист России Валентин Клементьев, и он же исполняет в театральных вставках роль последнего императора. Также в спектакле занята заслуженная артистка России Татьяна Шалковская, которая играет роль императрицы Александры — а в самом начале появляется в образе французской королевы Марии-Антуанетты, казненной на эшафоте. Небольшой рассказ об этой несчастной женщине, которой судьба, казалось, дала все на свете, а затем низвергла в пучину нескончаемых бед, предваряет повествование о трагедии царской семьи.

Помимо Валентина Клементьева и Татьяны Шалковской, в спектакле заняты студенты актерского факультета ГИТИС. Все вместе они раскрывают основные этапы жизненного пути последнего царя. Единственная настоящая любовь на всю жизнь — принцесса Аликс, которая станет императрицей Александрой. Крепкая семья, любимые дети, сын и наследник, обожаемый всеми. Затем война, предательство и отступничество приближенных… И страшный финал.

Среди прочего в спектакле упоминается история любви великой княжны Ольги к одному из офицеров яхты «Штандарт». Рассказ об этой влюбленности сам по себе мог бы стать сюжетом для отдельной пьесы. Говорится и о помолвке Ольги с румынским принцем, которая, возможно, могла бы спасти великую княжну в свое время. Но Ольга не захотела покидать родителей и свою страну.

Обычно спектакль заканчивается, когда актеры уходят со сцены, и после завершения основного действа они уже никак не общаются со зрителями. В случае с протоиереем Артемием Владимировым все обстоит иначе: я видела, как он вышел в фойе возле Малой сцены, где с большой охотой общался со всеми желающими, отвечал на вопросы и подписывал свои книги, которые продавались тут же. Так что если кому-то захочется получить книгу автора с автографом, посещение спектакля — вполне подходящий для этого случай.

Публицистический спектакль «Царский венец» затрагивает важные и серьезные темы, пробуждает интерес к истории, и в этом качестве он может быть интересен для православной молодежи. А зрители старшего поколения, которые хоть немного знакомы с работами протоиерея Владимирова или слышали его проповеди, откроют для себя новые грани личности автора.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ