Мария Ватутина: ПО ПОВОДУ РЕВОЛЮЦИИ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ КУЛЬТУРЕ

2 года назад

Вчера на вечере поэзии ZOV, организованном RT, Маргаритой Симонян с участием Захара Прилепина, я услышала фразу «национальный поэт».

Помните, когда Захар Прилепин пошел на войну, что ему в спину желали неплохие, но не национальные поэты. Ну, попросту говоря, погибнуть там в окопах. А перевозбужденная неплохая поэтесса обещала при получении этой славной вести выпить шампанского.

А потом, не так уже давно, вышло странное интервью с Захаром (по месту действия, составу вопросов, подведению к темам и настроению Захара тоже), где он рассказывал, что он реально воевал, старался убить как можно больше противников и что-то там подобное, после чего его обвинили в кровожадности, антигуманности и прочих дикостях, в бахвальстве этими «жуткими» деяниями. Пожимали плечами все, даже свои, в смысле, патриоты и соратники: чего об этом, мол, открыто так, без страха говорить-то, да еще так обыденно, между словом, словно рассуждаешь об отношениях с тещей.

Сейчас-то мы видим, что он – один из тех, кто защищает Донбасс и делает, собственно, все то же самое, о чем он так просто рассказывал. Но прилетело только ему.

Захар Прилепин огребает последние годы огромные претензии, суждения от слова «суд», и эти судилища устраивают в телефонах и на встречах люди, далекие от него, которые вообще не интересовались никогда ни его прозой, ни его общественной и политической деятельностью, ни его работой по пропаганде литературы и музыки, особенно, советского времени и современных патриотических писателей, артистов и музыкальных исполнителей. Ему приписывают карьеризм, политические игры, профанацию общественной деятельности, национализм даже. Но вот уж точно, что невозможно также исказить до «наоборот», это подъем современной патриотической литературы, где подъемный кран – это Захар Прилепин.

По моим наблюдениям, такие люди, как Захар, как и те «медийные и телевизионные» люди, которые упоминают современных поэтов в телевизоре (а дальше дело техники – человек набирает фамилию в «Телеграме» или в поисковике и находит стихи), вот такие люди и выстраивают параллельную культуру в стране. Это делается не потому, что им больше заняться нечем, и не потому, что они так увлечены современной поэзией, а потому что у таких поэтов – у национальных поэтов – должна быть трибуна, с которой их слышно (это важный критерий), а поэтам ее негде взять. Негде было взять.

Механизм запускается практически через гражданское общество. Ну ок – может, так и должно быть, наконец-то получилось. Но Захар задает правильный вопрос: а на минуточку, где такой государственный исполнительный орган как Министерство культуры или Департамент печати – они где? Какие провели массовые мероприятия патриотического характера? Кто пришел на них, какая была реклама, кого позвали выступать, выпустили ли книги?

Разве не самое время – создать фронтовую газету с духоподъемными очерками, с упоминанием наших героев, с общими сводками с соседних участков фронта, со стихами нашими?

Разве не может бывшая Роспечать издать дешевую серию карманных брошюр с хорошими стихами или короткими историями? Не может инициировать и свои поездки – не надо за ленточку, в госпиталя и к беженцам на территории России? Бюджеты в регионы на патриотические мероприятия спускаются. Гранты дают. Но это хорошо, если центральная библиотека областного центра пригласит настоящего поэта или прозаика, а не графоманов из местного лито, извините за спесь, но ведь плохая поэзия светит, но не греет, она не дает результата, не вторгается в жизнь читателя. Хорошо, если грант дают тому же Прилепину, слава богу, лед тронулся.

Но я, например, недавно была на грантовом конкурсе для подростков, где они декламировали стихи и прозу. Я сбежала из жюри, каюсь. То, что детям даже не сказали, по каким пяти критериям их будут оценивать, это еще полбеды. То, что детям не объяснили цель и важность этого конкурса, это вторые полбеды. Просто завели в зал, представили жюри и быстро отсмотрели. И отпустили. Оценки потом – на сайте глянете.

А вот то, что дети из каких-то двух знакомых организаторам детских театральных кружков, читали пустые, пубертатные, ничем не примечательные тексты, может быть, кроме парочки, это уже трагедия. Половина текстов была одного никому не известного автора. Неужели в такое время нельзя было попросить детей подготовить стихи поэтов-фронтовиков или стихи о Великой отечественной, какую-то гражданскую лирику и прозу? Это было шито белыми нитками – быстро прогнать конкурс и отчитаться о выполненном проекте, под который дали грант. Ни разу не про качество мероприятия. А ведь можно было проявить волю.

 

Но мне приходит все чаще мысль о том, что создавать параллельную культуру со всей ее организационно-идеологической структурой и методами работы – мало.

Я часто вижу посты товарищей о том, что нет системной работы агитбригад, что многие хотели бы поехать выступать к военным или раненым, но не берут, что все пути разрозненны, что нужные книги не печатают, нужное кино не снимают и т. д. При этом культуру параллельную кое-как на отдельных проектах можно начать выстраивать самим. Но бюджет, который нужен на проекты по определению, он останется у настоящей исполнительной власти. Так вот, не пора ли просто приходить в учреждения со своими проектами, класть на стол и записывать на видео ответы чиновников?

У меня так мать добивалась положенной квартиры в советские годы – положила меня маленькую на стол в кабинете и сказала: не уйду, пока не дадите.

Предлагаю «штурмом» взять Зимний – зачеркнуто – Министерство культуры, Департамент печати Минцифры, что там еще…

Ах, да. У нас есть 3 статья Конституции РФ, в пункте 4 которой говорится: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Ну так мы – не захватывать, мы, наоборот, спасать от захватчиков. Разве можно руководить одной госструктурой двадцать лет? Ой батюшки, у нас еще и ст. 278 УК РФ есть про «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти». Да еще и статья 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»…

Ну ладно-ладно, можно сначала и переговоры провести. Список идей и предложений – но на очной ставке – представить и обсудить. Как еще-то? Результата будет ноль, зато видеоматериал в уголовном деле появится. Вот, например, по статье УК РФ Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями». (Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства…и т.д.)

 

И, как говорится, PS.

Даю наводку. В Конституции РФ есть еще и такая статья 44, где говорится, что каждый имеет право на доступ к культурным ценностям.

И такая статья 68 про то, что«Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

 

Так вот, статьи эти – прямого, заметим, действия – совершенно не подкреплены ни административной, ни уголовной ответственностью за ее нарушение (как и многие другие статьи Конституции РФ). Не пора бы фракции партии «Справедливая Россия – За правду» подумать о том, чтобы конкретизировать ответственность государственных должностных лиц за однобокость, вкусовщину и неактуальную идеологическую линию в управлении культурой?

Ну, думайте.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ