Что русскому хорошо, то и финну нормально

2 года назад

В 1986 году писательница из Финляндии Роза Ликсом отправилась в рискованное путешествие на поезде из Москвы, где она училась на социологическом факультете, в Монголию. Живописность Транссибирской магистрали настолько покорила ее, что опыт странствования лег в основу известного романа «Купе № 6», удостоившегося множества национальных премий.

В 2021 году уже другой финн – Юхо Куосманен – экранизировал книгу соотечественницы, чуть сдвинув время к 90-м и развернув поезд к Северному полярному кругу: его герои направляются не в иносказательный Улан-Батор, а в заснеженный Мурманск. К слову, финско-русское роуд-муви вслед за первоисточником не осталось незамеченным – на последнем Каннском фестивале фильму присудили вторую по значимости награду Гран-при.

Этот приз смотрится особенно вызывающе на фоне других лауреатов конкурса: интуиций киберфеминизма «Титан» или грубой политической драмы из Израиля «Колено Ахед». Кажется, впервые за столько лет в Каннах побеждает по-настоящему народная и простая картина, понятная каждому.

Одиссея для финской студентки Лоры (Сейди Хаарла) начинается в Москве – там она изучает русский язык и снимает квартиру у Ирины (Динара Друкарова). Иногда у Ирины собирается столичная богема, а Лора в эти моменты становится свидетелем заунывных интеллигентских разговоров про смысл жизни и нового Пелевина. В Ирину она влюблена, и свои отношения девушки хотят закрепить поездкой в Мурманск, прикоснувшись к Канозерским петроглифам. Перед самой поездкой у Ирины появляются неотложные дела, в результате чего Лора вынуждена отправляться в путь одна.

Ее соседом в купе оказывается нагловатый парень Лёха (Юра Борисов), который при встрече сразу закидывает в себя пару рюмок водки. Он тоже едет в Мурманск, только на заработки. «Бизнес хочу, – бубнит он, – контору какую-нибудь». За окном бушует метель, поезд размеренно стучит колесами об рельсы. Красота.

Лора поглядывает на Лёху с опаской – он, скорее, похож на зека, чем на доброжелательного пассажира. Бритая голова, шрам на лбу, грубоват. Не различает Финляндию и Эстонию, матерится. Как с таким ехать в одном купе? Идя в туалет, Лора берет с собой рюкзак, вдруг сосед украдет деньги или плеер. Да и засыпать страшно – зарежет ведь, бандюга.

Химия между русским и финкой возникает неспешно, по мере продвижения к северному городу. Лёха оказывается вовсе не вором, а вполне свойским, в какой-то мере таким же несчастным и потерянным, как и Лора. Их объединяет чувство одиночества: Лору отвергла любовь, а Лёху – отечество, которое безнадежно разваливается у него на глазах. Они и сами не знают, зачем на самом деле сели на поезд Москва – Мурманск: то ли это бегство от какой-то обреченности, то ли возможность открыть для себя новую жизнь. В любом случае это путешествие в невероятно теплом, любовном пространстве. Петроглифы – это все, конечно, загадочно. Но гораздо важнее здесь фиксация удивительного мгновения, порыва чувств, безмерности русских просторов.

В финской картине нет ничего поразительного и новаторского, но в то же время Куосманен умело обходит стороной чернушную пошлость и очевидные истины. Режиссера интересуют тонкие отношения, неуловимые связи, родственность душ. Самое странное – финну удалось снять действительно русское кино, выглядящее куда роднее, чем сложносочиненные и затянутые «Петровы» Серебренникова. Это во многом заслуга Юры Борисова, который хоть и воплощает на экране человека совсем не своего возраста, а где-то и откровенно переигрывает, но по итогу создает впечатляющий образ.

А всего то и нужно было – поместить в холодное купе две несчастных души и отправить их на край света.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ