Бомба для Тайваня

2 года назад

Тайвань далеко, и остров это не нашенский, но так получается, что к нему имеют самое прямое отношение главные мировые события февраля-2022: Пекинская Олимпиада и признание Россией донбасских республик. Мир теперь мал и хрупок; перефразируя раскрученные Хемингуэем слова Джона Донна, если волной снесёт в море утёс в Европе – может рвануть в Азии.

Олимпиада, так уж сложилось, вне политики быть не может. Иногда кажется, что её и созывают не для того, чтобы спортсмены боролись по гамбургскому счёту, а для того, чтобы большие начальники выясняли отношения и обменивались явными или неявными сигналами. То же – и теперь, даже если оставить за кадром историю с Камилой Валиевой. Встретившись по случаю открытия Олимпиады, главы России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин выступили с совместным заявлением, в котором говорилось:

«Российская сторона подтверждает приверженность принципу «одного Китая», подтверждает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме». (Даром что Тайвань уже более 70 лет де-факто живёт отдельно от материкового Китая и представляет собой, помимо прочего, потенциальный «непотопляемый авианосец» для американских самолётов). Тайвань, понятно, выразил протест, осудив «ложные формулировки», ущемляющие его суверенитет.

Китайская республика Тайвань (раньше его называли Формозой – наследие европейского, в данном случае португальского и испанского колониализма; в повести Сергея Диковского 1937 года «Патриоты» приведён вариант «Тайван» – тогда это слово только входило в русский язык) – государство, сегодня признанное мало кем. Дело в том, что Пекин исповедует принцип «одного Китая»: хотите иметь дипломатические отношения с Китаем – не имейте таковых с Тайванем.

Поэтому даже Штаты, занимающие сторону Тайваня в его отношениях с Китаем, от признания тайваньского суверенитета воздерживаются. Пекин Вашингтону всё-таки важнее, чем Тайбэй; как говорится – ничего личного. Сегодня Тайвань признают Белиз, Гватемала, Гаити, Гондурас, Маршалловы Острова, Науру, Палау, Парагвай, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Эсватини, Тувалу и Святой Престол. А ведь раньше Тайбэй признавался большинством государств и международных организаций – и не просто так, а в качестве столицы всего Китая, включая материковый. До 1971 года именно Тайвань занимал «китайское кресло» в ООН. Но потом всё изменилось. Тайвань свыше десятка раз подавал заявку на возвращение в ООН, но безрезультатно.

Казалось бы, все привыкли к сложившемуся положению, вулканы уснули, лава застыла. Но в последнее время отношения Тайваня и Китая обострились, в конце 2021 года Китай даже пригрозил Тайваню войной. Понятно, что это «пятисотое китайское предупреждение», китайцы – милитаристы сомнительные. Но всё-таки столь сильным, как сейчас, Китай не был никогда в истории. Это раньше его рвали на части все подряд – от Англии с Францией до Японии; азиатский Муромец встаёт с печи и, кажется, понял, что пора собирать камни и острова. И если кассилевский вопрос «А если слон и вдруг на кита налезет, кто кого сборет?» ответа не имеет, то исход гипотетического конфликта Китая и Тайваня сомнений не вызывает, если только не вмешаются США – но тогда это будет подлинная Третья мировая. Первый кровавый эскиз которой, кстати, тоже обрёл свои очертания далеко на востоке – во время Корейской войны 1950–1953 гг., когда за Юг воевали США и контингент ООН, а за Север – Китай и СССР.

Сейчас Тайвань бомбардируют нотами. Но был в истории и такой малоизвестный эпизод, как бомбардировка Тайваня советскими лётчиками.

В 1937 году Япония напала на Китай – последний резонно называет эту дату началом Второй мировой войны (отсчёт можно вести и от другой вехи, взяв отправной точкой оккупацию Маньчжурии в 1931 году). Советский Союз сразу же вступился за Китай, настояв на временном перемирии между китайским лидером, главой партии Гоминьдан Чан Кайши и вождём коммунистической оппозиции Мао Цзэдуном. Москва помогала Китаю, тем самым прикрывая и собственные рубежи, – тогда нападение Японии на СССР казалось весьма вероятным.

Поставляли оружие, топливо, строили авиабазы и сборочные производства, открывали училища. Военными советниками служили будущие маршалы Рыбалко, Чуйков, Батицкий. В небе Китая в 1937–1940 г. дрались 1 200 советских лётчиков-добровольцев (у Китая своей авиации почти не было), 200 из них погибли. Вслух об их участии в боевых действиях не говорили – именно отсюда растут корни фольклора о «лётчике Ли Си Цыне», а вовсе не из песни о сбитом во Вьетнаме «фантоме». Среди ветеранов Китая – столь известные лётчики, как Тимофей Хрюкин, Степан Супрун, Павел Рычагов, Константин Коккинаки, Антон Губенко, Григорий Кравченко…

Ровно 84 года назад, 23 февраля 1938 года, капитан Фёдор Полынин, он же Фынь По, взлетел во главе группы из 28 бомбардировщиков СБ с аэродрома Ханькоу (город с XIX века был известен как столица русских чайных концессий; Ханькоу – часть трёхградья Ухань, родины коронавируса). Целью была японская авиабаза Мацуяма на Тайване, куда, как стало известно накануне, прибыл караван судов с авиатехникой и поступила большая партия горючего. «Удар оказался неожиданным для врага. Ни один… истребитель… так и не поднялся в воздух, и, пока мы находились над целью, зенитчики не успели сделать ни одного выстрела», – вспоминал Полынин. В результате бомбового удара сгорело 40 самолётов, был уничтожен огромный запас горючего. Бомбардировщики без потерь вернулись в Ханькоу. Жена Чан Кайши, она же авиационный министр Китая Сун Мэйлин, провела в честь лётчиков Полынина торжественный приём.

Тогда СССР выступал в Китае за единый антияпонский фронт, стараясь гасить вражду между Чан Кайши и Мао Цзэдуном. В 1945 году, разгромив Японию, союзники разошлись. Началась новая война – холодная. Москва сделала ставку на Мао, Вашингтон – на Чан Кайши, который после победы коммунистов в 1949 году бежал на Тайвань, основав там маленький альтернативный Китай.

…Понятно, что из российско-китайского заявления напрямую ничего не следует. Взять хоть претензии Токио по поводу Курил: каждый новый японский премьер-министр обязан, даже понимая бесперспективность этих заявлений, говорить о том, что намерен вернуть острова Японии. Иначе избиратели – а эта риторика направлена скорее вовнутрь, чем вовне, – не поймут. Таковы положенные ритуалы публичной политики.

Можно подумать, что и здесь – примерно то же. Вот и уважаемый китаевед, кандидат исторических наук Иван Зуенко говорит: «Не вижу такого уж большого события, ничего нового здесь нет. Россия официально поддерживает принцип «одного Китая», и так было всегда. В общем, дежурное заявление, дежурная реакция Тайваня».

И всё-таки практика начинается с риторики, хотя вторая далеко не всегда перетекает в первую.

Россия и Китай поддерживают друг друга по важным вопросам глобальной политики – вот она, биполярность здорового человека. Логично предположить, что Китай, учитывая позицию Москвы по Тайваню, взаимно поддерживает Россию в её стремлении так или иначе вернуть контроль над некоторыми территориями, ранее входившими в её состав, как бы Россия ни называлась в тот или иной исторический период.

Это, впрочем, теоретизирование. Вернёмся к фактам. Олимпиада заканчивается, Россия признаёт республики Донбасса. Реакции одной, другой, третьих сторон понятны (президент Тайваня Цай Инвэнь ожидаемо осудила Россию «за подрыв суверенитета Украины» и «посочувствовала» последней). Но вот ещё что интересно: экс-президент США Трамп, назвав ход Путина «гениальным», вдруг заявил, что признание Россией независимости ДНР и ЛНР позволит Китаю в итоге захватить (вернуть, интегрировать, присоединить, поглотить – это уже вопрос терминов) Тайвань. По его мнению, власти КНР могут расценить происходящее как сигнал к действиям. Трамп просто размышляет, или что-то знает, или зачем-то подталкивает Китай?

Фантастика? Не большая, чем бомбардировка советскими лётчиками Тайваня. Кто скажет, что будет завтра? В конец истории давно не верит даже профессор Фукуяма. А уж территориальных споров разной степени замороженности в мире – множество, как и политиков разной степени отмороженности. К чему далеко ходить: та же Япония оспаривает принадлежность островов Токто (Такэсима), контролируемых Кореей, а Китай – островов Сэнкаку (Дяоюйдао), контролируемых Японией, и так далее.

Вулканы долго спят, но имеют свойство просыпаться. И порой делают это неожиданно.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ