Александр Пелевин: НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ. ПРИВЕТ ВСЕМ НАМ ОТ МАРЦИАЛА
«Ванну зачем ты грязнишь, Зоил, свой зад подмывая? Чтоб еще хуже ее выпачкать, голову сунь…»
Римский поэт Марк Валерий Марциал (около 40 года — около 104 года) жил и творил в начале расцвета Римской империи. То было время, и в плюсах и в минусах своих похожее на современную Россию. Он стал знаменит благодаря своим чудовищно едким эпиграммам, этакий древнеримский Сергей Шнуров, и можно только удивляться, почему этот человек умер своей смертью и как его не убили за такие зверские подколы.
Но именно в сатирических стихах и эпиграммах, как и сейчас в похабном рэпе и матерных песенках, отражается подлинная общественная жизнь своего времени. Хотите знать, чем жило древнеримское общество – читайте Марциала.
А еще если читать Марциала, становится очевидным, что человек по сути своей не изменился ровным счетом никак, да и общество человеческое тоже. Мы все так же любим, ненавидим, завидуем, льстим, лицемерим, пьем, берем деньги в долг, ведем разгульную жизнь сами и обвиняем в разгульной жизни недругов, хороним друзей и мечтаем похоронить врагов, пытаемся быть счастливыми и хотим жить.
Вот что изменилось в отношениях мужчины и женщины, например, со времен этой заметки гекзаметром?
Невии я написал. Нет ответа. Не даст она, значит.
Но ведь наверно прочла, что я писал. Значит, даст.
Или, например, этой:
Первым делом «я дам» говоришь ты мне, Цинна, на просьбу,
Ну а потом ты даешь сразу же, Цинна, отказ.
Я и дающих люблю, и не против отказа я, Цинна,
Но иль давай, или дай сразу же, Цинна, отказ.
В литературном процессе, кстати, тоже ничего не изменилось! Вот, например, о критиках:
Все, брюзга, ты ворчишь и нехотя это читаешь!
Ты ведь завидуешь всем, а вот тебе-то никто.
А вот о случаях, когда разнообразные скрепы и семейные ценности защищаются на словах, а на деле все остается как было:
С той поры как закон возродился Юлиев снова
И водворилась, Фавстин, в семьях стыдливость опять,
И тридцати-то еще не минуло полностью суток,
А Телесина пошла замуж в десятый уж раз.
Замуж идти столько раз не брак, а блуд, по закону.
Меньше б я был оскорблен, будь она шлюхой, как есть.
Любопытно отношение Марциала к гомосексуализму, свойственное всему римскому обществу. В отличие от греков, римляне относились к гомосексуализму примерно так же, как и у нас сейчас: порой громко осуждая с официальных трибун, в реальности же либо просто добродушно посмеивались, либо сами, так сказать, имели отношение. Например, Марциал рассказывает о связи с неким Постумом, но при этом сам посмеивается над скрытыми гомосексуалистами:
Волосы выщипал ты на груди, на руках и на икрах,
Да и под брюхом себе начисто ты их обрил.
Все это ты, Лабиен, для любовницы делаешь, знаем.
Но для кого ты, скажи, задницу брил, Лабиен?*
*Не является пропагандой ЛГБТ, но лишь высмеивает лицемерное отношение к пороку.
И, конечно, у Марциала есть эпиграммы, после которых остается удивляться, почему он умер своей смертью:
Ванну зачем ты грязнишь, Зоил, свой зад подмывая?
Чтоб еще хуже ее выпачкать, голову сунь.
Это же абсолютно типичный комментарий в современном интернете! Ничего не изменилось. Абсолютно ничего. И, в конце концов, у Марциала есть стихотворение, натурально, про Сергея Семеновича Собянина.
Всю столицу себе захватил было лавочник наглый,
Так что нельзя и пройти было нам к нашим домам.
Ты же, Германик, велел расширить все переулки:
Вместо тропинок теперь всюду дороги ведут.
Нет уже больше столбов, увешанных цепью бутылок,
И не приходится лезть претору в самую грязь.
Стиснутый всюду толпой не бреет цирюльник вслепую,
Не занимает теперь улицы грязный кабак.
Повар, мясник, брадобрей, трактирщик сидят по порогам:
Рим возродился и стал Римом из рынка он вновь.
А вот про Беглова ничего нет.
В общем, дорогие друзья, читайте Марциала.
Хотите понять древнеримское общество – читайте Марциала.
Хотите понять современное общество – тоже читайте Марциала.