Война и мир Нетихого океана

3 года назад

Глава российского МИДа Сергей Лавров выступил в Дальневосточном федеральном университете (остров Русский, Владивосток) с речью. Носящая отчасти предвыборный характер – министр вошел в федеральный список понятно какой партии, – она интересна тем, что позволяет понять приоритеты дальневосточной политики России в их динамике; уловить прямые и косвенные сигналы, посылаемые как внутрь, так и вовне.

С каких слов министра начать? Да хотя бы с этих:

«Здесь лишний раз понимаешь, что Россия не только евразийская, но и евро-тихоокеанская держава».

Действительно: Россия всегда слыла страной сухопутной, и эту инерцию по-настоящему не преодолели ни петровские фрегаты, ни советские подлодки. Однако пора понять: сегодняшняя Россия, страна трех океанов, – не только территория, но и акватория. Бесконечность сухопутных рубежей и морских горизонтов. Назрел и перезрел разворот не только на Восток, но и к Морю. Не случайно дальневосточные ученые ввели и продвигают понятие «Тихоокеанская Россия», не заменяющее, но дополняющее невнятный «Дальний Восток».

По Лаврову, этот самый Дальний Восток должен быть «экономическим хабом для взаимодействия со странами региона». Уже растет международный транзит по Транссибу (уголь) и по Севморпути (потепление). Особые надежды – на новые, экспериментальные механизмы: территории опережающего развития, свободный порт Владивосток… Надежд тут, правда, пока больше, нежели результатов.

Говоря о внешних приоритетах, Лавров назвал «подлинно стратегическими партнерами» Китай и Японию, добавив, что они активно укрепляют свой суверенитет и культурно-цивилизационную самобытность.

Здесь особенно интересно упоминание Японии в общем контексте с Китаем. Если Китай и Россия – «братья навек» – взяли на себя роль альтернативного по отношению к Западу мирового полюса, то с Японией всё куда сложнее. Тут и наследие фактически полувековой войны (с 1904 по 1945 год, включая интервенцию, Хасан, Халхин-Гол), и хроническое оспаривание Японией Курил, и слабые экономические связи с Россией, и насыщенность Японии американскими военными базами. Лавров в речи словно пытается отбуксировать Японию от американского берега к российско-китайскому. Заявляя в то же время, что военный союз Японии и США «направлен против России» и что «Япония, которая многократно заверяла нас, что никогда не позволит размещать на своей территории вооружения, представляющие угрозу для России, сейчас это делает».

Без курильского вопроса обойтись никак не могло. Лавров не лавировал, а высказался предельно чётко: острова – неотъемлемая часть России, вошедшая в её состав по итогам Второй мировой. «Японские коллеги», говоря о мирном договоре, подразумевают сугубо разрешение «территориальной проблемы», которой «для нас не существует»; вместе с тем «мирный договор неплохо было бы подписать».

Повторим для закрепления: курильской проблемы для России не существует. Иначе говоря, Курилы не отдадим даже в половинном «хрущёвском» варианте (Шикотан плюс Хабомаи).

А лавровское «неплохо было бы» недалеко ушло от «не очень-то и нужно». Министр так и сказал: «Формальное отсутствие мирного договора… ничему не мешает». В самом деле – зачем договор, если Япония безоговорочно капитулировала в 1945-м, а в 1956-м завязала с Советским Союзом дипломатические отношения? Лавров добавил, что на Итурупе или Кунашире построят международный аэропорт, а курильским школьникам дадут льготные квоты для поступления в федеральные вузы. С эпохой, когда Курилы едва не уплыли в Японию, министр решительно попрощался: «Мы давно и навсегда преодолели трудности тех самых «лихих» 90-х»».

Напомнив, что две трети привлеченных на Дальний Восток иностранных прямых инвестиций – китайские, Лавров добавил: уделяется большое внимание привлечению капиталов из Южной Кореи. В перспективе будет востребовано и трехстороннее взаимодействие с участием КНДР, есть планы соединения общекорейской железной дороги с Транссибом. Правда, это, скорее всего, не более чем благие пожелания. О так называемом Транскоре – Транскорейской железной дороге, сочлененной с Транссибирской, – говорят не первое десятилетие, однако неснимаемые политические противоречия между Сеулом и Пхеньяном приводят к безнадежной пробуксовке этого и других проектов. Да и, защищая КНДР, Россия в то же время присоединилась к санкциям Совбеза ООН против Пхеньяна, из-за чего Приморье, например, были вынуждены покинуть северокорейские рабочие…

Другие перспективные партнеры российского Дальнего Востока – Индия («Работаем над скорым запуском морского транспортного коридора Ченнаи – Владивосток») и Вьетнам. Лавров также рассказал о такой российской инициативе, как Большое Евразийское партнерство, имеющее в виду прежде всего страны ЕАЭС, ШОС и АСЕАН.

Это – перспективы, а вот и угрозы: «Именно в АТР разворачивается очень серьезная конкуренция за влияние на происходящие здесь процессы с участием ведущих мировых держав». Еще: «АТР стал ареной жесткой геополитической борьбы». Запад, по словам Лаврова, продвигает на Дальнем Востоке не международные ооновские принципы, а «свои правила». США намерены «размыть центральную роль АСЕАН в региональной архитектуре, вовлечь сюда НАТО, выстроить коалицию по сдерживанию Китая», причем «Россию не зовут в эти новые форматы». Кремлю же, говорит глава МИДа, нужны здесь не потрясения, а «атмосфера доверия и сотрудничества».

Не факт, впрочем, что обойдется без потрясений. Еще в XIX веке соперничество за территории, акватории и гавани Тихого океана вели крупнейшие европейские державы, включая Россию. В ХХ веке на первый план выдвинулись Япония и США: Перл-Харбор, Хиросима и так далее. Теперь, похоже, мы видим очередной виток противостояния и возможного передела сфер; по словам Лаврова, в Южно-Китайское море уже идут корабли НАТО…

Остается добавить, что университет на Русском задолго до сегодняшней речи Лаврова стал институцией не только образовательной, но и политической. Здесь в 2012 году состоялся саммит АТЭС (он-то и стал поводом для строительства нового кампуса, моста и переезда ведущего вуза региона с материка на остров), позже проводился Восточный экономический форум. В 2020 году его по коронавирусным причинам отменили, но в этом году, заверил Лавров, ВЭФ пройдёт – 2-4 сентября.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ