Феномен Киева, или Как делить Украину
Классическая колония с безнадежно отставшим в умственном и культурном плане населением
Медийное освещение пермской трагедии со стрельбой примечательно тем, что обсуждается не столько личность и мотивы злополучного стрелка, не столько злодей, сколько герои. И это интересный феномен, в котором стоит разобраться пристальнее.
Итак, бесспорные герои номер один – экипаж полка ДПС, который первым прибыл на место. Младший лейтенант полиции Константин Калинин вошел в главный корпус, а его коллега старший лейтенант полиции Владимир Макаров стал организовывать эвакуацию граждан.
В помещении Константин Калинин увидел вооруженного мужчину. Заметив полицейского, тот произвел в его сторону несколько выстрелов. Ответным огнем госавтоинспектор ранил злоумышленника, подбежал к нему и обезвредил, после чего стал оказывать первую помощь,
– говорится в новостях.
Очень крутой, поражающий воображение парень этот дэпээсник – бросился прямо на вооруженного стрелка, рискуя жизнью, спас многих.
Ну и более спорная личность – преподаватель ПГНИУ Олег Сыромятников, который продолжил лекцию, когда в здании началась стрельба.
Когда студенты стали сообщать, что в восьмом корпусе находится вооруженный человек, эту информацию они увидели в чатах, я сразу позвонил декану, своему руководству, – рассказал Олег Сыромятников. – Декан мне сказал, чтобы я продолжал занятие. Тем более пока информация не была официальной. Я сохранял спокойствие и продолжал лекцию. Металлическую дверь аудитории я закрыл сразу изнутри. Ее невозможно пробить выстрелом. Было бы лучше, если бы в аудитории началась паника? Чтобы студенты начали выпрыгивать из окон и получили переломы шеи? (Источник – 59.ru)
Тоже, в сущности, героическое поведение, к тому же предотвратившее панику среди студенческой группы. Правда, Сыромятникова обвиняют в том, что железную дверь запер не он, а мать студентки, которой требовалось сопровождение, его же тотальный стоицизм распространялся на ситуацию в целом. В любом случае, поведение Сыромятникова достойно восхищения как пример выдержки перед лицом опасности.
(Пермские студенты, правда, не оценили: сейчас в трендах не стоицизм, а преувеличенное внимание к душевным травмам. Некоторые из них требуют отстранить Сыромятникова от преподавания, утверждая, что они «морально истощены». Вот чем отличается стоик от невротика.
Так или иначе практически не обсуждается личность убийцы. А что говорить, если подобный «право имеющий» – личность не новая? Был ведь керченский стрелок, был казанский.
Дело не в том, чтобы не пиарить всех этих людей. Дело в том, что это чудовищно не ново, и герой сейчас привлекает больше внимания, чем злодей. И это не связано с тем, что, как предположила журналистка Наталия Курчатова, запрос на героя «появляется у здорового человека или среды в состоянии подавленности и разочарования, когда надежда на системное исправление ситуации почти утрачена и идет поиск опоры на экстраординарные поступки и решения конкретных людей».
Дело в том, что современная система как раз довольно устоявшаяся конструкция, относительно налаженная. Не без трагедий – но и они являются составной частью практически любой устоявшейся системы в мире современного невротизированного общества. Колебания этой системы довольно невелики. А вот чего не хватает в обществе – так это морально-нравственных ориентиров, как ни ханжески это прозвучит.
Приведем в пример Советский Союз, в котором как раз неплохо была поставлена работа с молодежью. Советских героев прекрасно знали, о них не забывали на следующий день после героических событий, этих героев ставили как раз на пьедестал ориентиров, за ними тянулись. То есть была устоявшаяся система – но система с ориентирами. И на этих ориентирах воспитывались молодые люди. Другое дело, что сама система в финале покосилась и подгнила, а реформировать ее не успели, и она осыпалась. Но школа моральных ориентиров – была.
А сейчас нет. А запрос у общества соответствующий есть. По сути, инициатива поиска героев идет «снизу»: государство этим пытается заниматься, но больше на уровне отдельных инициатив. Приравнивать ли ту же Маргариту Симоньян, которая делает огромный вклад в формирование героических ориентиров, к государству?
С одной стороны, она вроде как и рупор «тоталитарной пропаганды», с другой – все-таки всего лишь главред, а не министр, скажем, образования.
Обществу нужны герои, и медийная история с героями пермскими наглядно это показала. «Чернуха» хорошо заходит, «чернуха» кликабельна – но одноразово. У читателя формируются ожидания историй, воспитывающих желание тянуться выше.