Еще один сценарий транзита: в Кремле начали готовиться к «новой оттепели»?
О чем говорит прохождение «Новых людей» в Госдуму
В МХАТе им. Горького произошла судьбоносная встреча народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой с сыном – священником Дмитрием Рощиным, который тоже когда-то собирался стать актером. Вместе они записали интервью для ютуб-блога «153ГОРЫ».
Популярнейшая и любимая народом актриса развернуто объяснила, почему вдруг решила уйти в монастырь в Зосимовой пустыни, приняла постриг и теперь зовется инокиней Василисой. «Ваши Новости» вспомнили этот и другие известные примеры того, как известные артисты выбирали храм вместо сцены.
Летом 2021 года в сети всплыл снимок звезды советского кино Екатерины Васильевой («Обыкновенное чудо», «Соломенная шляпка», «Приходи на меня посмотреть») в церковном обличии.
Да, все знали, что актриса верит в Бога. Более того, в начале смутных 90-х она настолько разочаровалась в деградирующем кинематографе перестройки, что ушла послушницей в Толгский монастырь, но через три года вернулась к актерской деятельности. С подвигом не справилась. И вот почти спустя 30 лет вернулась в Церковь. Васильева приняла постриг и монашеское имя Василиса. Обряд прошел в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь в поселке Новофедоровское (Новая Москва). В беседе с сыном (о нем чуть ниже) бывшая актриса объяснила, чем мотивирован поступок. За это можно сказать спасибо ее коллегам по цеху.
– Я еще хочу, что-то сделать, хочу помочь, – рассказала инокиня Василиса. – Цель моя – спасение души. Мне очень хочется спастись, хотя шансов у меня очень мало. Мне так хотелось бы успеть отмолить свои грехи. Я плачу о всех неуверовавших, о всех, кто умер без причастия, о всех моих близких, партнерах, с кем играла на этой сцене. Я очень боюсь за них. Страшно и безумно жалко. Нас так запутали с юности. Мне внушили, что быть артисткой очень важно. И я верила в это долго.
Она считает, что ущерб, наносимый духовному здоровью общества знаменитостями, несоизмерим.
– Все – в монастырь! – призвала Васильева. – Всем каяться. В шахты. Интеллигенцию в шахты. Это самое тяжелое, что есть. Простите меня, интеллигенция. Но сколько зла принесла интеллигенция, неверующая, гордая. Сколько народа она совратила с пути истинного. Для меня интеллигенция – это растлители, сродни сатанинскому началу. Они Богу говорят «нет»: мы умные, мы хотим блага разные. Весь набор сатанинского кодекса чести – в книжках, в спектаклях, театрах, в фильмах. Вдумайтесь в эти слова: «инженеры человеческих душ». Это открывает свободу, чтобы грешить. Я тоже в молодости попала в гущу шестидесятников, когда воспевалась свобода. Ужасное время, вся эта диссидентщина. Но тогда были люди с корнями, верующие, предки у них были верующие. А сейчас-то вообще…
Это теперь в священной иерархии сын Екатерины Васильевой и драматурга Михаила Рощина («Валентин и Валентина», «Старый Новый год») опережает ее. А поначалу Дима, как и мама, мечтал прославиться на весь СССР. Рыжий парень в восемь лет сыграл брата Тома Сойера в известном советском фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), поручика Тузенбаха в картине «Три сестры» (1994) Сергея Соловьева.
Но в 1998 году был рукоположен в сан диакона в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами и пошел учиться в Московскую духовную семинарию.
– Все, что происходило в моей жизни, все вело меня к этому, все вело меня к священническому служению, – говорил он. – Знакомства, образование, прочитанные книги, ситуации, все это выстроилось в некую стройную линию, мостик, который был перекинут через пропасть этих лет, и только так и могло быть, никак иначе. И везде, на каждом шагу, когда я норовил в эту пропасть окончательно свалиться, вырастала преграда, которая удерживала меня на этом тоненьком мосту.
Отучившись, остался в аппарате РПЦ: вошел в Патриарший совет по культуре, руководит Управлением по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Он служит настоятелем храма святителя Николая Мирликийского в Новом Ваганькове и воспитывает восьмерых детей с Любовью Клыковой, дочерью известного советского скульптора Вячеслава Клыкова (памятник маршалу Жукову и др.).
Сын популярного советского актера Юрия Каюрова Леонид тоже начинал артистом – сыграл яркие роли в картинах «Несовершеннолетние», «Последний шанс» и других. Но в 29 лет игравший трудных подростков артист решил посвятить себя церкви.
– Многие люди пришли в церковь через поиск смысла жизни, – уверен он. – Я начал понимать: за этим что-то еще должно быть. Конечно, большое влияние оказали на меня книги, которые я прочитал, люди, с которыми встретился. Как-то, году в 1981-1982-м, когда я уже работал во МХАТе, Саша Феклистов дал мне ксерокопированную копию книги Бердяева «Смысл истории». По тем временам с его стороны это тоже была смелость. И вот этот «Смысл истории» я просто перелопатил, выписывал вдумчиво отрывки оттуда. Эта книга все мои мысли буквально расколола, перевернула. Потому что там дается религиозное осмысление всемирной истории.
В конце 80-х Каюров поступил в духовную семинарию в Сергиевом Посаде. Пел в Братском хоре в Троице-Сергиевой лавре. А теперь в сане протодиакона он служит в храме Архистратига Божьего Михаила при Клиниках в Хамовниках.
Пожалуй, самый яркий переход от популярности и ролей в кино – к престолу. Кто бы мог подумать, что хулиган, дебошир и балагур Иван Иванович, друг весельчаков Михаила Ефремова и Гарика Сукачева, в статусе звезды фильмов «Мама, не горюй!» и «Восемь с половиной долларов» (а также сценариста комедии «ДМБ») рискнет посвятить себя церкви.
Охлобыстин вспоминает, что это осознание пришло после знакомства с митрополитом Среднеазиатским Владимиром, по предложению которого в начале 2001 г. он с семьей уехал на семь месяцев в Азию, где в Ташкентской епархии и был рукоположен в священники. Вернувшись, отец Иоанн – его инстаграм до сих пор так и называется – служил в храмах святителя Николая в Заяицком и Софии Премудрости Божьей в Средних Садовниках.
– Когда у меня спросили, для чего вы в церкви, я ответил, что для катехизации отпетых подонков, – уверял тогда отец Иоанн.
Но долго в алтаре актер не продержался. Его начали хейтить за настойчивое продолжение актерской карьеры, отказывали в праве исповедовать и причащать и в конце концов градус общественной дискуссии достиг предела – Охлобыстин написал письмо к руководству РПЦ, чтобы духовные отцы помогли разобраться в ситуации. Оказалось, что нежелательно.
В начале 2010 года патриарх Кирилл отстранил от служения священника Иоанна.
– При всем уважении нашего общества, включая представителей Церкви, к тому вкладу, который вносят актеры в культурную жизнь народа, следует придерживаться церковных канонов, в соответствии с которыми священство и лицедейство несовместимы, – значилось в официальной резолюции.
Но это вовсе не анафема. Запрет на служение может быть снят, если Охлобыстин сделает «окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения», как говорится в предписании.
Фронтовик и народный артист РСФСР, харизматичный Владимир Заманский («Проверки на дорогах» и «Аллегро с огнем») в 90-х, насмотревшись на ельцинскую Россию, взял и вместе с женой ушел из мирской жизни.
Они уехали из Москвы и поселились в Муроме – намоленном месте богоспасаемой родины – где живут недалеко от старинной Николо-Набережной церкви и Воскресенского женского монастыря. Отправной точкой стала встреча с архимандритом Павлом Груздевым в киноэкспедиции.
– Подхожу, он смотрит на меня, – вспоминал Владимир Петрович. – Ну как смотрит – к тому времени он уже почти ослеп. Но он смотрел нутром – ему этого достаточно было, не обязательно различать черты лица. Спрашивает: «Ты кто?» Я отвечаю: «Актер. Вот приехали кино снимать». – «Откуда?» – «Из Москвы». – «Слушай, – говорит… (а у него была удивительная способность сразу сблизиться с человеком, встать к нему вплотную, независимо от того, каков человек, какое у него звание. Я сейчас читаю воспоминания о нем, изданные в 2012 году, обязательно почитайте!) «Слушай, – говорит, – бросай ты это все! И уезжай…» И вот спустя лет 12-15 я приехал в Муром. Это я рассказываю не для того, чтобы показать, какой я «хороший» – исполнил завет старца. Ведь только через 15 лет до нас с Натальей Ивановной дошло, что надо бежать.
Последние годы Заманский с супругой служили в Воскресенском женском монастыре, но в этом году актеру исполнилось 95 лет, поэтому, как говорит жена, «ему уже трудно». Тем не менее он нашел в себе силы озвучить творения отцов Церкви для радио «Радонеж».
Автор Егор Шилов