О чем в России нынешний День народного единства 

2 года назад

День народного единства, учрежденный в конце 2004 года в качестве государственного праздника и впервые официально отмеченный в 2005-м, до сих пор порождает в полемику в среде политологов, журналистов и историков.

С точки зрения истории событий окончания «смутного времени», прихода ополчения Минина и Пожарского и выдворения поляков из Москвы, 4 ноября, или 25 октября 1612 года по старому стилю, действительно не происходило ровным счётом ничего. Это был этакий «день тишины». При этом ряд специалистов указывает и на то, что разница между юлианским и григорианским календарем в XVII веке была не 13 дней, как сейчас, а всего 10. И поэтому в строгом календарном смысле освобождение столицы России от интервентов должно приходиться на 7-е, а не на 4 ноября. 

Более того, «осенняя Казанская» как «память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году» стала государственным праздником только в 1649 году по указу Алексея Михайловича Романова. 

До сих пор звучат аргументы про то, что большинство граждан России воспринимают этот день не как праздник, а как еще один выходной. Про то, что День народного единства стал своеобразным ответом на оранжевую революцию на Украине в 2004-2005 годах. 

Один из идейных вдохновителей этой даты Владислав Сурков в недавнем интервью также отметил идеологический характер праздника:

Что есть Русский Мир? Эта идея, я её когда-то ввёл в структуру государственной политики, когда мы меняли идеологические даты: отменили день празднования социалистической революции и ввели День народного единства. В России ведь не было ни одного праздника, связанного с событиями до Революции. Этот день стал днём русского национализма по сути своей. Была такая задача: как сказать об Империи, о нашем желании расширяться, но при этом не оскорбить слух мирового сообщества.

Однако если брать в общем, то, наверное, День народного единства – это самый осмысленный и наполненный сакральным праздник в новейшей политической истории России. Кроме, пожалуй, Дня Победы, который по факту периодических совпадений с церковным календарем многими стал называться «русской Пасхой». 

Даже некоторая неточность в датах Дня народного единства не выглядит помехой. Хотя неточность ли это? Тишина и отсутствие ярких событий и потрясений в тот осенний день 1612 года – не было ли это праздником само по себе для людей, переживавших ужасы смуты и польской интервенции?

Не та ли это счастливая тишина, о которой много позже Петр Столыпин скажет: «Дайте Государству 20 лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». 

Да и Казанский образ Божьей Матери в этой истории крайне символичен. Есть же эта древняя, еще Андреем Боголюбским поднятая на стяг легенда об особом покровительстве Богородицы над нашей страной и о том, что именно Она является заступницей за Россию и наш народ перед Своим Сыном. 

Таким образом, и сам народ, и его единство, и эта самая жажда хоть короткого, но покоя становятся пронизаны сакральным, вневременным, вечным. Тем чаянием светлого будущего, которое лежит вне плоскости актуальных политических идеологий. 

В последние пару лет актуализируется и еще один из смыслов этого праздника. Который звучал из регионов в нулевых, когда День народного единства только начали отмечать, как государственный. Это идея помощи, благотворительности и в самом широком смысле – милосердия. 

Сейчас, в период коронавируса и ограничений, с ним связанных, в России небывалое развитие получило волонтерское движение. Люди помогают тем, кому это нужно. И поэтому, наверное, единство в данном контексте не только про «единство против внешних и внутренних врагов», но и про помощь ближним.

Недавно об этом в своем послании к священникам, служащим в красных зонах, говорил Патриарх Московский и вся Руси Кирилл. Предстоятель Русской Церкви призвал к тому, чтобы «построить сегодня такие отношения внутри наших приходов, чтобы люди здоровые, сильные могли бы взять на себя попечение о тех, кто страдает от тяжкой болезни, кто одинок, у кого недостаточно материальных средств даже для того, чтобы купить продукты или медикаменты».

И хотя этот призыв был сделан 2 ноября, он прекрасно подходит и к дню сегодняшнему. Да честно говоря, и не только в адрес православного духовенства и прихожан. Сейчас, в дни ограничений и болезни, в дни очень серьезных финансовых проблем у огромного количества самых разных людей, главное наше оружие для сохранения единства, а то и просто человеческого облика – это милосердие. И, наверное, в этом году День народного единства именно про это – про милость и помощь тем, кому можно помочь.



Подписаться
Уведомить о
guest
3 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Елена неЛетучая
Елена неЛетучая
2 лет назад

Помощь ближнему это хорошо, лично меня только смущает тот факт, что такой же инструмент провластных структур и пиара. но лучше такой пример, чем тот, к которому мы все привыкли

Игорьс
Игорьс
2 лет назад

В нынешней реальности говорить о единстве крайне тяжело. У нас нет единого мнения о прививках, нет диалога с властью, дща и между собой люди перестали находить компромиссы

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ