Мы рождены, чтоб селфи сделать былью: Как русские ученые предвосхитили киберсобаку, парашют, анимацию и цветные фото 

10 месяцев назад

Ученые предупреждают: роботы и дроны в скором времени могут взять на себя «грязную работу» за человека – доставлять посылки, транспортировать раненых, грузы и мусор, как в мультике «Валли». Некоторые из них, к слову, уже вовсю работают – пылесосят квартиры, управляют автомобилем и занимаются разминированием. А ведь какие-то 30 лет назад представить такое было сложно. Разве что в кино увидеть. «Ваши Новости» рассказывают про русских изобретателей того, что еще недавно казалось сказкой и фантазией сумасшедшего профессора, а сегодня вошло в обиход и используется повсеместно.

Пафнутий Чебышев (1821–1894) 

Только вчитайтесь: Пафнутий Львович Чебышев. Ну какие высокие технологии могут быть связаны с человеком с таким именем? Реактивная соха? Телега на пульте управления? А вот. Этот опрятный дедушка на фото – не деревенский священник, а выдающийся математик и механик из деревни Окатово (Калужская губерния) – вообще-то изобрел роботов. В XIX веке! Он стал профессором Петербургского университета в 29 лет и добился невероятных успехов в изучении простых чисел, многочленов, теории чисел и вероятности, дифференциальной геометрии – стал еще при жизни звездой мирового уровня. Заинтересовавшись работой шарнирно-рычажных механизмов, собственноручно сконструировал и собрал центробежный регулятор, самокатное кресло, гребной автомат, повторяющий движения весел в лодке, автоматический арифмометр и даже искусственную «лошадь» – машину, подражающую движению животного при ходьбе.

Фактически это и был первый робот (слово позже введет в оборот чешский писатель Карел Чапек) на Руси задолго до того, как китайская Xiaomi представила четвероногого пса CyberDog (август 2021 года). Чебышев придумал стопоход – «шагающий» механизм, имитирующий прямолинейное движение, внимательно наблюдая за походкой человека. Изобретение представили на Всемирной выставке в Париже в 1878 году, тогда оно вызвало фурор. А в 1893 году Пафнутий Львович собрал и презентовал инвалидную коляску. Некоторые механизмы и трансформации, разработанные Чебышевым, до сих пор применяются в авто- и приборостроении. Феноменально!

Александр Лодыгин (1847–1923)

Автор проекта электрической лампы накаливания, электротехник Александр Николаевич Лодыгин родился в селе Стеньшино (Тамбовская губерния). Окончив кадетский корпус и юнкерское училище, он не стал строить карьеру моряка, а потянулся к науке: сначала стал вольнослушателем Технологического института в Петербурге. Устроившись в столице слесарем в газовое обществе «Сириус», начал активно экспериментировать: выписывать конструкции летательного аппарата («электролет» с двумя винтами изобрел в 1870 году!), схемы автономного водолазного аппарата, чертежи систем электроотопления и электрической лампы накаливания. В 1872 году он подал заявку на «Способ и аппараты дешевого электрического отопления». В описании было указано: «Способ состоит в накаливании дурных проводников в пространстве, изолированном от доступа воздуха, что устраняет причину их сгорания и делает их постоянными… Проводник в герметически закрытом пространстве нагревает стенки своего вместилища, и оно в свою очередь передает теплоту окружающему воздуху, который с помощью вентилятора распространяется по комнате». Подобное нигде и никем описано не было. Ученый претворил задумку в жизнь, придумав для нас электроотопление.

В том же году после экспериментов с мощными лампами накаливания на артиллерийском полигоне на Волковом поле Лодыгин запросил патент на аппарат дешевого электрического освещения – лампочки, в которой использовался «дурной проводник, светящий вследствие накаливания его током, помещенный в газ, с которым он не реагирует, нисколько не сгорает». Модернизировав изобретение, он проводил опыты на улицах Петербурга, показывая, как яркий свет загорается в шарах, цилиндрах, призмах и даже в шаре в хрустальной вазе с водой (впоследствии это стало подводными фонарями). Как вспоминали очевидцы, посмотреть световое шоу «народу приходило больше, чем на оперу в Мариинку».

Глеб Котельников (1872–1944)

По-хорошему, в начале августа вэдэвэшники должны не в фонтаны нырять, а нести цветы на Новодевичье кладбище Глебу Евгеньевичу Котельникову – изобретателю первого ранцевого парашюта. Ведь именно он подарил им возможность безболезненно высаживаться на любом кусочке суши при помощи «небесного купола». Интересно, что в детстве Котельников тянулся к искусству: с раннего детства пел, играл на скрипке, участвовал в спектаклях. Но после смерти отца поступил в артиллерийское училище в Петербурге, отслужил положенные три года и стал акцизным чиновником. И этот тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1910 году на глазах Котельникова на Всероссийском празднике воздухоплавания разбился на своем французском «Фармане» знаменитый летчик Лев Мациевич. После этого ученый решил придумать механизм спасения пилотов. До парашюта применялись «спасательные купола»: длинные складные зонты из льняной ткани, которые плохо раскрывались и были громоздкой конструкцией. Спустя 15 месяцев после авиакатастрофы на празднике Глеб Евгеньевич создал и собрал железный ранец с пружинами, который крепился за плечами пилота.

Внутри был парашют круглой формы – из легкого и крепкого шелка. В нужный момент пилот дергал кольцо, ранец раскрывался и пружины выбрасывали в воздух парашют. В края парашюта был вшит тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, закреплявшиеся на плечевых обхватах подвесной системы. В результате получилась конструкция, которой человек мог управлять, пока спускался на землю. Изобретение РК-1 (то есть: русский, Котельникова, первый) было зарегистрировано со второй попытки во Франции в 1912 году. И применяется в авиации до сих пор.

Сергей Прокудин-Горский (1863–1944)

29 марта 1908 года Толстому в Ясную Поляну написал некто Прокудин-Горский. Он просил сообщить графу Толстому, что ему «удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах». В связи с чем незнакомец просит разрешения Льва Николаевича «приехать на один или два дня, дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги». Угрюмый классик велел секретарю отмолчаться: «Мне нежелательно фотографирование, но Софье Андреевне будет желательно». К утру барин смилостивился. И принял неизвестного фотографа, сильно похожего на Антона Павловича Чехова. Цветную съемку Толстых в Ясной поляне теперь знает весь мир. Ученик Менделеева (!) Прокудин-Горский происходил из семьи отставного офицера из села с причудливым названием Фуникова гора (Владимирская губерния) и слушал лекции физмата Петербургского университета, Военно-медицинской академии и даже Академии художеств. Как и многие ученые, почерпнувшие идеи, наблюдая за природой, он в конце XIX века начал выступать с докладами «О фотографировании звездных дождей». Затем уехал учиться в фотомеханическую школу под Берлином и уже оттуда вернулся с прорывной затеей в голове. Ученый подобрал сложный состав, повышающий светочувствительность бромосеребряной пластины и делающий ее равномерно чувствительной ко всем цветам. 13 декабря 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии Адольфа Мите (его преподаватель в Германии) и что он, Прокудин-Горский, изобрел цветную фотографию.

В 1905 году ученый запатентовал сенсибилизатор (органический краситель), превосходивший по качеству подобные разработки иностранных химиков. Если прежние методы требовали экспозиции на ярком солнечном свете до 30-40 минут, то способ съемки Прокудина-Горского сделал экспонирование практически моментальным. С негативов можно было делать любое количество копий и печатать на бумаге. Так в начале XX века Россия получила цветную фотографию, а с новым изобретением Сергей Михайлович объехал всю страну, запечатлевая живописные виды родины. Для этого умельцу выделили спецвагон с лабораторией, пароходы и лодки.

Владислав Старевич (1882–1965)

«Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий», – оценил труды и масштаб личности русского изобретателя Владислава Старевича легендарный мультипликатор Уолт Дисней. И спорить с этим сложно. Выросший в литовском Ковно москвич Старевич увлекался фотографией и энтомологией. И нашел развитие любимым делам – в 1909 снял два видовых (документальных) фильма «Жизнь стрекоз» и «Жуки-скарабеи». Сначала он хотел снять битву жуков-рогачей, но они замирали, стоило режиссеру включить свет. Тогда он вспомнил, как «оживлял» рисунки на полях тетрадок, и придумал также реинкарнировать мертвых жуков. Пропустил через их лапки тонкую проволоку, прилепил ее воском к панцирю, закрепил лапки в пластилиновом основании и стал снимать, деля движение на фазы. Представьте, сколько времени уходило на такую виртуозную работу?! Самобытные работы тут же оценил влиятельный кинопродюсер, как сейчас бы сказали, Александр Ханжонков – и в 1909 заключил договор с первопроходцем в мультипликации. В 1912 году Старевич создал первый в истории кукольный фильм: «Прекрасная Люканида, или Кровавая война рогачей и усачей» (1912). В следующих фильмах Старевича («Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей») тоже действовали насекомые. Это были настолько ювелирные работы, что зрители всерьез считали, будто режиссер дирижирует живыми насекомыми: переодевает в фантастические костюмы, заставляет драться на дуэли и делать другие невероятные вещи – они любили и враждовали, выпивали и воевали, творили добро и умирали. «Старевич был готов вдохнуть человеческую душу в растения, птиц, насекомых, животных», – писал Александр Куприн.

Одушевленные организмы вели бурную жизнь на экране. Художник оживлял и мертвые материи: оловянный солдатик стойко отбивался от крыс, а часы переставали быть только механизмом. Старевич стоял не только у истоков кукольной анимации, но и русского кинематографа: он первым начал применять новаторские спецэффекты – трюки со стеклянным шаром, в отражении которого снимали экспозицию, съемка негатива облаков, сходящих с гор, и бурного морского прибоя как образа клубка человеческих тел.

Сергей Королёв (1907–1966)

Этот выдающийся человек в представлении не нуждается. Если вы слышали хоть раз про Юрия Гагарина, то знаете, кому он сказал «Поехали!» Душа советской космонавтики Сергей Королёв, в честь которого теперь назван город в Московской области, родился в Житомире и с юности начал работать руками: столярничал, крыл черепицей крыши, в школе начал увлекаться астрономией, а еще внимательно изучал гидропланы в одесском порту и обслуживал расквартированные на воде машины, работая подмастерьем у механиков. В итоге в 17 лет (!) представил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма проект собственного планера. Будущее приобретало все более ясное очертание. Затем Королёв поступил в Киевский политех, откуда перевелся в Московское высшее техническое училище (теперь – Бауманка), потому что грезил аэромеханикой с детства. Позже великий конструктор вспоминал, как в семь лет, сидя на плечах у деда, завороженно наблюдал за полетом одесского летчика Cергея Уточкина – так все и началось. Проштудировав работы великого визионера русского космоса Константина Циолковского, молодой инженер начал прокладывать советскую дорогу в космос. Он был одним из инициаторов создания Реактивного НИИ, где работал сначала как главный инженер, потом – заместитель начальника института, начальник отдела крылатых ракет и начальник группы ракетных аппаратов. В 1930 году он представил первое безмоторное воздушное судно «Красная звезда», на которой летчикам-испытателям даже удалось исполнить мертвую петлю. А в 1933 году в подмосковном Нахабине группа Королёва запустила в небо первую ракету. Аппарат поднялся на четыре сотни метров, но в перспективном измерении это были бесценные метры. После Великой Отечественной, в ходе которой конструктор сменил три «шарашки», Королёва премировали поездкой в Германию для изучения немецкой ракеты «Фау-2»: по обломкам он восстановил механизм технологического процесса и был готов модернизировать его. В 1949 году была запущена первая советская баллистическая ракета дальнего действия «Р-1». Через три года конструктор закончил работу над эскизом ракеты «Р-7», первой межконтинентальной ракеты, связавшей оборонную промышленность СССР и грезы Королёва о космосе. Р-7 и стала точкой отсчета для советской космонавтики.

С 1953 по 1961 год ученый, словно Леонардо Да Винчи, корпел сразу над несколькими произведениями научного искусства: проектом пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. Именно Королёв предложил запустить в космос маленький спутник «ПС-1» с минимумом электронной начинки, а не с пассажиром (собакой), как планировалось, и 4 октября 1957 года запуск произошел – это был великий день для мировой космонавтики. Ученого было не остановить: 12 апреля 1961 года он впервые в истории отправил с Байконура в космос человека на корабле «Восток-1». Что было дальше, знает весь мир.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ