Герман Садулаев: «Вот уже и до бунта дошли. Уже стоим друг напротив друга, целясь друг другу в лоб»
Итоги мятежа
Недавно отшумевшие драматические события сделали ЧВК «Вагнер» всемирно известной – буквально от Берлина до Пекина, от Лиссабона до Вашингтона. Впрочем, и без молниеносного мятежа частная военная компания под этим именем была широко известна как в России, так и за рубежом.
На первый взгляд может показаться, что феномен Пригожина и Вагнера в кавычках и без – нечто новое и необычайное в русской истории. Но нет, «вагнерА» – это продолжение очень давней отечественной традиции. Славной, кровавой и всегда драматической.
Если уж копать совсем вглубь тысячелетий, то легендарное призвание Рюрика новгородцами – очень похоже на наём ЧВК. Частная военная компания «Рюрик, Синеус и Трувор» и её директор Олег Вещий таки взяли Киев ровно 1 141 год назад. Взяли чтобы контролировать тогдашнюю нефтегазовую трубу – торговый путь «из варяг в греки».
У последующих директоров ЧВК «Рюрик» случалось всякое – от перешедшего в беспредел хозяйственного спора с древлянами до эпических разборок с иудеями (оседлавшими у Каспия ещё одну нефтегазовую трубу той эпохи – «Великий шёлковый путь») и византийцами (ну у тех русичи вообще хотели отжать всемирный trading hub в Царьграде). Заодно вспомним, что все первые договоры в истории Руси – а именно договоры с Византией – это, в сущности, выбитые силой абсолютно коммерческие соглашения про трансграничную торговлю, «о взимающих куплю Руси…»
Опять же и знаменитый князь Святослав даёт нам первое геополитическое рассуждение о государстве Русь именно в коммерческих тезисах. Читаем мы у первого летописца княжеские слова: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы…»
Словом, ЧВК «Рюрик» сливается до степени смешения с древнерусским государством только где-то при Владимире-Крестителе. Впрочем, дорогой читатель, можешь считать все рассуждения про первую древнерусскую ЧВК шуткой – из разряда тех, где всегда есть доля шутки… А вот история атамана Ермака и купцов Строгановых – это уже совсем не шутка. Это самая натуральная ЧВК.
Пересказывать историю первого покорителя Сибири не будем – она общеизвестна. Ровно 440 лет назад, летом 1583 года, частная военная компания Строгановых в лице Ермака со товарищи вела затяжные бои на правом берегу Иртыша, проводя нелёгкую деордынизацию хана Кучума.
Заметим, что уже тогда в ЧВК «Ермак» хватало осуждённых преступников – замдиректора ЧВК, отмороженный атаман Иван Кольцо вообще был осуждён Иваном Грозным на смертную казнь за поистине былинного размаха грабежи на Волге. Не зря первая царская грамота Строгановым по поводу похода Ермака в сущности является просто амнистией участникам ЧВК – «им вины свои покрыти тем, что нашу Пермскую землю оберегать…»
Всё дальнейшее покорение Сибири вплоть до Амура с Камчаткой – это именно работа наёмников из различных ЧВК. В отечественной истории они традиционно именуются «первопроходцами». Но если смотреть в коммерческую суть процесса – то речь именно о ЧВК и профессионалах военного дела, двигавшихся «встреч солнцу» в поисках ценностей и прибылей.
Ведь казаки Ерофея Хабарова или казаки атамана Атласова — это феномен, в социальном и политическом плане весьма отличающийся от донского и прочего южнорусского казачества и тем более от государевых войск той эпохи. В социальном смысле покрученники и своеуженники Хабарова это именно «вагнерА» – люди, отправившиеся в Сирию, пардон, в Сибирь заработать бабла военным ремеслом. А с учётом, что в «служилые казаки» за Урал в ленские и даурские «украины» часто ссылали осуждённых преступников, – получается ну полный аналог той самой ЧВК «Вагнер», только из XVII века…
Можно даже вспомнить, что все эти хорошо вооруженные люди за Уралом получали пушки и порох из царской казны, но никогда не были в ведении и подчинении тогдашнего Минобороны (Разрядного и Стрелецкого приказов). Напомню, что отряд атамана Хабарова отправился к берегам Амура, взяв всё тяжелое оружие, лодки и припасы в кредит – целых 4 857 рубля и 6 копеек от государства и 2 900 рублей от частного займа под 50% годовых. Официальными свидетелями и гарантами частного кредита на завоевание Амура стали священники Якутского острога – «черный поп» Перфилий и «белый поп» Стефан…
И это не нечто экстраординарное и необычное – это стандартная практика большинства первопроходцев. Более того, внутри ЧВК «Ерофей Павлович Хабаров» (впрочем, как и у всех иных его коллег по ремеслу) были свои аренды, кредиты и подрядчики.
Уходивший на Амур отряд Хабарова лишь на треть состоял из «служилых людей» (т. е. военных на официальной службе государству), основную массу составляли «охочие казаки», то есть не связанные с госслужбой добровольцы – покрученники и своеуженники. Первые – это те, кто нанимался в «промысловую ватагу» первопроходцев за счёт средств атамана, в данном случае Хабарова, получая от нанимателя снаряжение и паёк в походе. А своеуженники это нечто типа субподрядчиков и миноритарных акционеров ЧВК – воины, присоединившиеся к промысловой ватаге сибирских конкистадоров со своим оружием и на собственные средства.
При том некоторые своеуженники могли иметь собственных покрученников (что оформлялось отдельными договорами – «покрутными записями» на языке допетровской эпохи). Обычно покрута составлялась сроком на три года, и покрученник по договору обязывался отдавать две трети своей добычи нанимателю. Вот такая своеобразная корпоративная культура русских ЧВК эпохи первопроходцев.
Подчеркнём – почти всё, что у России есть за Уралом, присоединяли наши «вагнерА» XVII века. Государство лишь поставляло им порох («Снаряды вагнерам!») и порою жёсткой рукой направляла частную инициативу первопроходцев. При этом заметную долю среди «сибирских казаков» составляли осуждённые, которым заключение в острогах заменяли опасной работой на восточном «фронте» Московской Руси. Добавим, что всяческие бунты и мятежи среди первопроходцев – это тоже не исключение, а почти регулярное явление.
Против того же Ерофея Хабарова вспыхнул казачий бунт на Амуре – в итоге атамана даже возили под конвоем на разбирательство в Москву. Всяческих иных бунтов – многолетняя Красноярская шатость (когда на несколько лет из города был изгнан царский воевода), целый сбежавший на Амур «воровской полк» атамана Сорокина и многое другое – это тоже типичная история русских ЧВК XVII века. Словом, вы уже поняли, что одиссея пригожинских «вагнеров» – это очень в наших исторических традициях…
При том аналоги ЧВК мелькают в истории России даже в эпоху «регулярного» государства. Правительство Екатерины II, задумав войну с могущественной Османской империей, нанимало целые отряды и корабли греков и итальянцев для удара по туркам на Средиземном море. Скажем, в 1770 году в Ливорно на кредит от генуэзских банкиров купили 22-пушечный фрегат, назвали его «Святой Павел», капитаном наняли опытного греческого контрабандиста Алексиано Панагиотти. Весь экипаж тоже был из наёмных греков и балканских славян. И это первый корабль, что под русским флагом атаковал остров Родос и с боем входил в дельту Нила!
Словом, при матушке Екатерине производство ЧВК было поставлено на поток. Для них в России под небывалой секретностью даже чеканили специальные деньги – единственные в истории мира фальшивки из чистого золота! В Средиземноморье тогда предпочитали голландские золотые дукаты, их копии и чеканили в России из уральского и сибирского золота. Сделанные в Петербурге фальшивки ничем не отличались от оригиналов, у некоторых партий золото было даже качественнее.
В отличие от русского рубля, такими деньгами было удобнее и безопаснее расплачиваться с греческими и прочими балканскими ЧВК. Привычную монету охотно принимали во всех портах Средиземноморья, качество сомнений не вызывало. Не появлялись лишние вопросы и у турецких властей, когда они находили у греков знакомые всем «голландские» монеты. Словом, подход был солидный и системный, а земли Крыма и Новороссии наше отечество добывало тоже не без помощи ЧВК.
Даже советская эпоха не избежала своих аналогов честных военных компаний. Казалось бы, какие такие «частники» в столь специфическом деле при государственном социализме? И всё же, всё же… Ровно век назад СССР занялся разборками в раздробленном тогда Китае, чтобы, не дай бог, Поднебесную не объединили против нас японцы или англичане. Действовать под своим флагом, помогая враждующим китайским генералам, революционному государству было не слишком удобно, да и спецов, знакомых с китайской спецификой, по понятным причинам не хватало. И тогда в сталинском Политбюро вспомнили, что в Китай после нашей гражданской войны бежала масса «белых» – среди них немало армейских профессионалов, оставшихся на чужбине без копейки.
И уже в 1926 г. советская разведка стала нанимать в Китае белогвардейские отряды для помощи нужным китайцам, благо среди вынужденных эмигрантов хватало готовых воевать, не интересуясь происхождением жалования. Среди прочего именно так в Синьцзяне появилась целая белая армия, много лет существовавшая на советские деньги.
«Алтайская добровольческая армия» на китайском западе была создана белым полковником Павлом Паппенгутом. Армия служила наёмным войском у местного китайского губернатора. По сути, губернатор, ставший слишком самостийным от центральных властей, нанял себе недорогую ЧВК из опытных русских ветеранов. Когда красной Москве понадобилась своя сила в Синьцзяне, то Паппенгута наши спецслужбы убили, а белую ЧВК перекупили.
Так почти до конца 30-х годов минувшего века в крупнейшей провинции Китая главной силой была формально белая «армия» в 7 тысяч бойцов. Её солдаты и командиры носили царские погоны, тщательно именовали своих офицеров по-старорежимному «ваше благородие» – при этом в данной армии уживались и вместе сражались против уйгуров и китайцев бывшие белогвардейцы и присланные из СССР советские курсанты. Естественно, всё делалось на деньги из Москвы с поставками советского оружия, но строго под флагом некоей частной «армии», не имеющей своего государства. Словом, товарищ Сталин при надобности тоже умел в ЧВК.
Как видим, в истории нашего Отечества многое из того, что мы сейчас наблюдаем, уже было. В частности, были и частные военные компании. Частные, но вполне причастные.
Автор: бывший главный редактор «Лимонки», историк, писатель, автор биографии Андрея Жданова Алексей Волынец
Отличная статья! Я бы добавил еще участие русских офицеров под командованием Ивана Тимофеевича Беляева в Чакской войне, которая произошла между Парагваем и Боливией в 1932-1935 годах.