Сын экс-президента Ичкерии Аслана Масхадова: «Кадырова и Делимханова должны судить по Шариату»
Исламом, чеченскими традициями такая жестокость и угрозы запрещены. Это не имеет никакого отношения к кровной мести
Есть такая девушка – Серафима Сапрыкина, поэт, получала какие-то призовые места в рамках литературной премии «Лицей им. А. С. Пушкина», её книжки выходили в ведущих поэтических издательствах. А ещё она работала до поры до времени педагогом-организатором в петербургской гимназии № 168.
В конце декабря прошлого года её уволили за чтение стихов Хармса и Введенского. Директриса вызвала её на ковёр и отчитала за такой проступок. Вот что пишет сама девушка:
«В конце декабря 2021 года директор гимназии № 168 Центрального района Санкт-Петербурга (Школа у Лавры) Лебедева Светлана Андреевна вызвала меня, Сапрыкину Серафиму Олеговну, работающую в должности педагога-организатора, и с пугающе искажённым гневом лицом приказала мне уволиться, т. к. я читала десятиклассникам стихи “врагов народа” и “пособников фашистов” Введенского Александра Ивановича и Хармса Даниила Ивановича. Эти люди, по выражению директора, были заслуженно схвачены НКВД и умучены за свои “преступления”, и их стихи можно обсуждать только “на ваших богемных кухнях”. <…> Если я не уволюсь сама, то меня “уволят по статье утрата доверия”, так как мне нельзя доверять детей, я совершенно неподконтрольна и т. д.».
Я не цитирую полностью пост Сапрыкиной, потому что он, во-первых, написан на эмоциях, а во-вторых, полон либеральной ереси. Но могу сказать однозначно: увольнять или заставлять увольняться за чтение стихов (какими бы они ни были) ни в коем случае нельзя!
Я и сам работаю преподавателем словесности в Лицее НИУ ВШЭ. Много раз сталкивался с самыми разными ситуациями на уроках. Дети разные, классы разные, направления, на которых учатся дети, вы не поверите, тоже разные. Одним заходит «Тихий Дон», другим «Обломов» (терпеть не могу этот роман!), третьим – современная литература в любых её проявлениях. Всем не угодишь.
Работа преподавателя на уроках литературы заключается не только в том, чтобы окунуть детей в историко-культурный процесс, но ещё и в том, чтобы завлечь. Ребёнок в будущем сам должен стать активным читателем. Если же придерживаться учебника и выхолощенной школьной программы, ничего не получится. Дети будут отчитываться о прочитанном по готовым и выложенным в интернет заготовкам, и пользы от этого не будет никакой.
Обэриуты Хармс и Введенский, как и многие поэты в принципе, – люди не от мира сего. С ними (и о них) всегда должен быть особый разговор. Чем провинились поэты? Во время Великой Отечественной войны один в Ленинграде, другой в Харькове – вели не просто антисоветские разговоры, а ждали прихода гитлеровцев как освободителей. Да, это накладывает серьёзный, мягко говоря, негативный отпечаток на их биографию. Но при чём тут стихи? В текстах – этого сумасшествия нет. Поэзия ни при чём!
Если мы будем так раскидываться нашими писателями, у нас никого не останется. Если кастрировать школьную программу, у нас будет одна литература для детей младшего школьного возраста, хотя и к ней есть вопросы.
Пушкин всё время сражался на дуэлях по совершенно идиотским поводам, а ещё вступал в сексуальный контакт со всем, что движется (тут его могут перещеголять разве что Лев Толстой или Бабель). Лермонтов – выскочка и хам, а ещё в ранние годы писал гомоэротические стихи. Некрасов играл в карты и проигрывал целые деревни. Толстой – отлучён от церкви. Достоевский – игрок. Есенин, Маяковский, Цветаева – самоубийцы. Гумилёв – контрреволюционер. Бабель сливал государственно важную информацию белоэмигрантам. Леонов и Катаев сражались в стане белых. Олеша – алкоголик. Достаточно? Я могу продолжить. И спрашивается: чему могут научить тексты этих людей? Да на них клейма негде ставить. Если так подходить, повторюсь, то у нас некого будет изучать.
Литература как предмет давно вытеснена на обочину школы. Дети не читают. Вкратце – не в счёт. Все усилия чиновников от образования создать отчёты и экзамены (типа итогового сочинения) ни к чему не приводят, а только усугубляют ситуацию. Единственный, кто может помочь, – это учитель-харизматик, любящий свой предмет и способный заразить им детей. Но таких – выдавливают из школы.
Вообще за последние годы, если вспомнить, многие учителя пострадали за активное ведение социальных сетей, фотографии в купальниках, покупку нижнего белья в магазине (дети тоже ходят по городу и видят всё это – кто бы мог подумать?), сидение в баре (ребёнок туда зашёл и увидел своего математика! Но зачем туда зашёл ребёнок – никто не спрашивает!), чтение стихов и бог знает за что ещё. Ещё раз: не за неадекватные уроки, а за жизнь вне стен школы! За жизнь, понимаете? Это ненормальная ситуация!
Преподавательские профсоюзы не работают. Общество разделено, и к единой позиции, видимо, не прийти. Но должны же найтись люди во власти, которые остановят это?
Преподаватель – такой же человек, как все. Он не святой и не обязан им быть. Как и писатель. Хармс и Введенский уже поплатились за свои прегрешения. К чему их клеймить восемьдесят лет спустя? И зачем из-за них заставлять увольняться молодую учительницу?