ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ: БАНКОВСКИЕ ОБВАЛЫ
В пятницу 10 марта о банкротстве объявил банк Silicon Valley, через три дня – Signature Bank
Эту статью еще можно было бы назвать «Всюду жизнь», но уж больно силен контраст между двумя «интересными» событиями в литературном мире.
Кто-то наверняка слышал о Зимней школе поэтов, которая проходит каждый год в рамках Башметовского фестиваля в Сочи. В гостинице «Жемчужина» проводят мастер-классы для молодых поэтов маститые поэты среднего возраста, в этом году были мастера и старшей весовой категории. Мастер-классов этих где-то пять-шесть одновременно. Мастеров, стало быть, десять-двенадцать. В каждом «классе» по десять плюс-минус человек. Ну хорошо, по пятнадцать. Это неважно. Важно, что проводит эту Школу Государственный литературный музей, собирая желающих, организуя поездку мастеров. Учащиеся в прошлом году оплачивали дорогу и проживание сами, как было в этом году, не знаю.
Мастерами в этом году были в основном хорошие поэты, которые, однако, или не исповедуют веру в отечество, или открыто верят в то, что оно и есть зло. Но я и не об этом.
А слышал ли кто-нибудь о том, что в феврале в рамках Зимней школы прошел Турнир поэтов между этими вот мастерами, которые состязались на сцене Сочинской филармонии, где победила прекрасная Ирина Ермакова, а Дмитрий Воденников не взял никаких призов? Нет, дело и не в Воденникове. А в том, что это прекрасное состязание прошло незамеченным никем, кроме его участников. Для чего оно прошло в очередной раз, если после долгих поисков в интернете невозможно найти информацию по итогам Турнира, то есть – ни одного упоминания. Кто из литераторов знает об этом чудесном мероприятии? Никто.
Понятно, что под него получены средства гораздо бо́льшие, чем приз победителям и оплата билетерш. Но деньги – дело десятое, важнее как раз другое: поэтическое состязание, проводимое Литературным музеем, было проведено ни для чего… Ну не мечтали же всю свою жизнь Геннадий Калашников посостязаться с Ириной Ермаковой, Тонконогов с Воденниковым, Сульчинская с Сучковой, а работники Гослитмузея Цветков и Файзов – сами с собой. Чего им состязаться-то – всю жизнь бок о бок, все в одной лодке. Цель у таких мероприятий – ведь, очевидно, популяризация поэзии? Да?
Но ведь на прессу и пиар надо тратиться, поднапрячься, желательно, профессионально. Но принципиальная концепция всего, что организуется по части современной поэзии Гослитмузеем, как раз всегда сводилось к факту проведения мероприятия, а по сути, имитации деятельности площадки. Ну чтобы можно было показать: вот у нас литературные площадки работают. То один поэт почитает, то пять, то тридцать. А КПД никакого. Читателей в зале – два-три. Остальные – свои братья по перу. Это не про «собрать народ и почитать стихи массам». Чего уж говорить про продвижение поэтов. Ограничивались всегда созданием «списка рассылки» – то есть своего узкого круга, состоящего из литераторов.
В общем, междусобойчик в Сочи прошел на высоком литературном уровне и бесследно канул в вечность.
Не то что в Сколково! Там построен и сияет тысячью огней Live Арена – новый концертный зал на 11 000 человек. 1 марта в этом гигантском сооружении прошла церемония вручения премии «Виктория» за высшие музыкальные достижения 2022 года. Над шоу работала команда профессионалов во главе с режиссером «Евровидения-2009» и церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи.
Но наградили премией не только музыкантов, но и поэта! Лучшим поэтом прошедшего 2022 года назван Михаил Гуцериев, который не только один из богатейших людей России, но и автор стихов к песням российских исполнителей, среди которых Иосиф Кобзон, Лайма Вайкуле, Николай Басков, София Ротару, Григорий Лепс, Валерия, Стас Михайлов, Александр Буйнов, Надежда Кадышева, Филипп Киркоров, Александр Маршал, Николай Расторгуев, Алла Пугачёва, Дима Билан и многие другие.
Кто захочет, сам найдет текст, который в этом году принес поэту очередную порцию славы.
Вот и в 2020 году Михаил Гуцериев был награжден Союзом писателей России медалью имени Михаила Шолохова «за высокие творческие достижения, большую просветительскую работу, благотворительную помощь в поддержку отечественной культуры и русской словесности». Кстати, Гуцериев не только занимался нефтью и медиарынком в стране, но непосредственно освободил многих заложников в девяностые годы, что вызывает к нему уважение. Он «носитель» санкций, меценат, ведущий огромную благотворительную деятельность. Да и стихи у Гуцериева разные, есть хорошие, есть далекие от поэзии совсем.
«Википедия» также пишет, что Михаил Гуцериев является одним из основателей в 2015 году премии «Виктория». Тут Дмитрию Петровичу Баку надо бы взять пример, и наконец, дать и себе самому приз Турнира поэтов в Сочи, чего уж. А еще лучше завладеть десятком радиостанций и предложить спеть свои стихи Файзову и Цветкову – зачеркнуто – Киркорову и Баскову, попробовали бы они отказаться.
Надо сказать, что сам поэт года по версии премии «Виктория» и его творчество здесь не подлежат исследованию, потому что речь о других вещах. О поэзии как институте, если хотите. Это ведь портрет абсолютного стирания поэзии и дефолт звания поэта в нашем обществе. Для многих поэзия – это способ отбить грант, удовлетворить свои амбиции, устроить шоу на костях русской поэзии. А мы, общество, это позволяем. Среди самих поэтов, литературных начальников, редакций всех мастей, союзов писателей и выше, и выше, и выше вплоть до самих богатеньких любителей стихослагать – все считают допустимым наступить на свою совесть и выделить место в поэтической иерархии, а заодно и на страницах легендарных журналов условному Улюкаеву, голосовать в жюри за близких друзей, устраивать творческие судьбы собственным сотрудникам, хвалить-нахваливать случайных в литературе людей, награждать по сути авансом миллионными премиями юных писателей без всяких намеков на их великое и плодотворное будущее и гарантий, что у их книг будут читатели. Постоянный премиальный процесс, причем в последние лет десять подавляющее число литературных премий не имеет денежного наполнения. В каждой деревне по литературной премии имени гениального соотечественника. И везде-то у нас признанные писатели, только в учебники литературы последнего полувека вписать можно не более дюжины.
Называли бы все это как-то по-другому: автор текстов, победитель в номинации «Текст песни», отчетный концерт мастеров Зимней школы; зачем все представлять так, словно эта котовасия и правда имеет отношение к литературе? Авторы Зимней школы – безусловно имеют, а вот Турнир в филармонии…
У нас поэзия существовала до некоторых пор либо тихонько, чтоб не дай бог массовый читатель не спросил «это о чем вообще?», «это по-русски написано?»; либо дорого-богато, лучше, конечно, в большом зале, куда людей заманивали «поэзией сальностей», лихими откровениями о плотском или шок-стихами поэток в пубертате, а еще лучше в хорошем ресторане, или вот в домашнем театре Юсуповского дворца на Мойке, где когда-то презентовала книгу еще одна чудесная дама, а для восхваления ее стихов были приглашены Алла Демидова, Александр Голобородько, опера и балет (!), а потом ее вечер прошел и в Музее Пушкина в Москве с восхищенной Ириной Мирошниченко, Пресняковым-старшим. Представляли книгу Александры Очировой Андрей Явный и Дана Курская как издатель.
Что-то тут не так.
Деньги нужны всем, себя можно уговорить выполнить за гонорар то, что не очень соответствует твоим представлениям о чистом искусстве – ну до определенной степени прогиба и провисания собственных принципов, но нельзя же пилить сук, на котором сидишь; нельзя губить поэзию, отменяя границы и эталоны.
Но тут пришел февраль двадцать второго. Этими словами будет начинаться глава в учебнике русской литературы. И не финансовые возможности, не административный ресурс, а читатели выбрали себе поэтов. Это легко установить по востребованности известных патриотических антологий, по народным призывам к поэтам приезжать в города, запросам на книги вновь обретенных авторов, по массовому отклику и заполненным залам поэтических вечеров. Это не феномен, несенсация – это атака, прорыв и победа на культурном фронте, где все «по чесноку», где люди нас давно ждали. Информационное поле засеяно поэтическими событиями.
Жаль только, что те, кто всовывает людям под видом поэзии тихие междусобойчики или помпезные увенчания лаврами самозванцев, еще не поняли, что их организаторские способности можно было бы пустить на доброе дело. Ну ничего. Мы сами, сами.