Русский кинокомикс о любви и Петербурге. Александр Пелевин о том, почему нужно немедленно посмотреть «Майора Грома»

Снятый по одноименным комиксам фильм «Майор Гром. Чумной доктор» наконец-то вышел на экраны. Еще на этапе съемок картина собрала вокруг себя огромный фандом, обросла толпой поклонников, но этого оказалось недостаточно для хороших сборов. Ситуация печальная. А кино — прекрасное.

Если вы не смотрели кино и не читали комикс – действие происходит в этаком альтернативном Петербурге, напоминающем Готэм из «Бэтмена». Майор полиции Игорь Гром – суровый мужик, который живет в обшарпанной питерской квартире и ест шаверму. Он задерживает преступников максимально суровыми методами, за что регулярно получает нагоняй от начальства. Начальник местной полиции, кстати, тоже очень душевный мужик, вы его полюбите.

Разумеется, в какой-то момент в этом альтернативном Петербурге появляется сверхзлодей в костюме средневекового чумного доктора. Он сжигает мажоров, взяточников и продажных чиновников — то есть, по-своему вершит правосудие. Не забывая при этом набирать себе сторонников в соцсети «Вместе», основанной красивым пареньком Сережей Разумовским.

Остальное, пожалуй, будет спойлером. Но расскажу только пару деталей: там есть ларек «Шава 24», бандиты в масках хоккеистов из мультфильма «Шайбу! Шайбу», блогер Киевстонер и камео депутата Виталия Милонова.

В фильме безумное количество отсылок — как к самому изначальному комиксу, так и к западной культуре, и, конечно, к российской.

Определенно, нет смысла ходить вокруг да около. Скажу прямо. «Майор Гром» – лучшее, что было снято в России за последние 20 с лишним лет.

Лет 20 с лишним назад вышли фильмы «Брат» и «Брат-2». Это было последнее по-настоящему русское кино об архетипе героя. И именно из «Брата» растут корни той мрачной обшарпанной героики, которая теперь заиграла новыми красками в «Майоре Громе». Вслушайтесь в интонации, с которыми говорит Игорь, это же те самые интонации Данилы Багрова, и я уверен, что это было сделано не случайно. И вот спустя 20 с лишним лет после Данилы Багрова, первого постсоветского супергероя, мы получили героя современной России. Без пафоса, без пропаганды, без излишне густых красок, по современной западной технологии, но с нашим сердцем. Гром одинаково ненавидит злодеев, наводнивших улицы Готэма-Петербурга, и чиновников, установивших идиотские правила, и богачей, обжирающих обычный народ.

К слову, после выхода фильма многие оппозиционные блогеры (привет, Антон Долин, ты будешь получать плетью в аду за каждый рубль, который этот фильм потерял в прокате) стали обвинять картину в «кремлевской пропаганде». Мол, Разумовский — это такой Навальный, а Гром — этакий цепной пес режима (кстати, в фильме эта фраза прямо звучит). Еще, говорят они, очень плохо, что главный герой — полицейский, который бьет людей. Полицейским главный герой может быть только в американском кино, это другое. Ну да.

Конечно, спорить тут бессмысленно. Можно только посоветовать перестать искать Путина под кроватью и вспомнить, что в жизни есть еще много интересных вещей кроме политики.

А, ну и еще стоит посоветовать посмотреть кино, конечно.

Ну да, Игорь Гром скроен по типичнейшим лекалам «голливудского копа». Того самого, который с хриплым «я слишком стар для этого дерьма» швыряет жетон на стол начальнику полиции. Который живет в башне с красивым видом на город, ворчит на «напарников» и решает проблемы силой. Но при этом он абсолютно, до мозга костей наш — мы видели таких и в «Улицах разбитых фонарей», и в «Убойной силе» (кстати, не уходите из зала после титров, будет сюрприз, и я не зря вспомнил культовый сериал с Хабенским).

Очевидно, что сам фильм сделан по абсолютно западным технологиям условных DC Comics. Гром — Бэтмен, он тоже не убивает людей, и Петербург здесь — чистейший Готэм, и даже участок полиции целиком скопирован с офиса в одноименном сериале. Плохо ли это? Если бы создатели не знали, что делали — да. Но они знали. И поэтому получилось хорошо.

Но что еще получилось у создателей — сделать это кино, неожиданно, по-настоящему добрым. Фильм снят с невероятной любовью к Петербургу. В этом Петербурге хочется жить (ну окей, свалку конечно лучше убрать). А основная мораль, которую преподносят создатели, очень проста: убивать людей нельзя. Даже самых плохих людей.

Именно эта доброта, эта любовь к городу, к персонажам, в конце концов — любовь к человеку — и затыкает за пояс любой марвеловский кинокомикс.

Занятно, что создателям «Майора Грома» удалось перенести голливудско-комиксовые архетипы персонажей и ситуаций на русскую почву; да так, что они взросли на ней и оказались неотличимы от нас, будто прямо в России и родились.
Все тот же условный Бэтмен, но абсолютно русский.

И это Бэтмен, которого придумали бы мы, если б культура комиксов зародилась век назад у нас, а не у американцев.

Нет, это круто не потому что мы сделали это по-голливудски. Это круто потому что мы сделали это по-нашему.

И очень важное.

Тяжело осознавать, что «Майор Гром» не может похвастаться большими сборами в кинотеатрах. Это прямо очень печально. Лучший фильм, снятый в современной России, не взял и десятой доли какого-нибудь «Непосредственно Кахи». Конечно, сумма сборов — не показатель качества кино для вечности, но, увы, это прямо повлияет на возможность снять сиквел. Поэтому, поверьте, сходите в кино и посмотрите на это сами. Это не рекламная статья, это крик души. Поддержите хорошее (в кои-то веки реально хорошее!) новое русское кино. Если такие фильмы начнут окупаться, если их будут смотреть и ценить, может, и исправится наш кинематограф в лучшую сторону.

Еще создателям «Майора Грома» хочется просто сказать спасибо. За то, что у нас теперь снова есть хорошее кино. Пожалуйста, продолжайте.

На фото кадры из фильма

Рейтинг статьи
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии