Копия, снятая с копии: о фильме «Гнев человеческий»

Гай Ричи уже давно перестал быть экспортером искрометного британского стиля, полюбившегося множеству зрителей по всему миру.

Клипмейкер и рекламщик – он прорубил себе окно в фабрику грез дерзким и хулиганским фильмом «Карты, деньги, два ствола», заодно открыв кинематографу новую икону боевиков в виде Джейсона Стэйтема. Но после, с каждой новой картиной, уникальный режиссерский характер как будто начал стираться и к сегодняшнему дню напоминает фотографию, которую отсканировали не одну сотню раз. На финальном скане уже невозможно разобрать оригинальное изображение, лишь по каким-то тонким штрихам догадываешься, что было запечатлено на первом неповторимом образце.


Гнев человеческий» – это вторая попытка возврата к истокам, к тем самым криминальным лентам, которые сделали имя английского постановщика. Предыдущая – «Джентльмены» (2019), водянистая комедия, которая тем не менее адекватно смотрелась на фоне беспомощных фильмов про Шерлока Холмса (2009, 2011), Короля Артура (2017) и Аладдина (2019). Новую работу Гая Ричи из серии его блеклых картин выделяет ее драматический уклон: это уже не фарс про британских бандитов, а экшн-триллер с библейским подтекстом.

Ее сюжет основан на французском фильме «Инкассатор» (2004), однако концептуально он довольно сильно отличается от предшественника. В инкассаторскую службу устраивается молчаливый и напряженный мужчина (Джейсон Стэйтем), которому сразу дают позывной Эйч по первой букве фамилии. Выясняется, что он устроился на работу не просто так: Эйч целенаправленно охотится за грабителями инкассаторских фургонов, орудующих по всему Лос-Анджелесу. Он не полицейский под прикрытием, его действиями движет месть за случайное убийство сына, совершенное в результате одного из ограблений. Естественно, для охоты у него есть сумасшедшие навыки стрельбы и рукопашного боя, звериное чутье и невероятная сила, а самое главное – гнев, гнев человеческий.

Безумный ритм картин британского режиссера уже не увлекает, а безнадежно утомляет.

Самоповторы здесь не самая страшная проблема, в «Гневе» отсутствует элементарная интрига, из-за чего итог фильма и его сюжетные ходы угадываются после первого появления безэмоциональной физиономии Стэйтема на экране. Успех таких экшн-лент зависит прежде всего от того, есть ли у зрителей возможность идентифицировать себя с героем, находящимся в конфликтной ситуации. В «Гневе» же какое-либо соотнесение немыслимо – протагонист напоминает скорее злого духа в человеческой плоти (об этом, кстати, прямо указывается), чем очередного героя-одиночку. Прямолинейным мясным экшеном навряд ли можно кого-то удивить: Гай Ричи повторяет ошибку Ильи Найшуллера, который совсем недавно снял похожий боевик «Никто», где за практически бессюжетным мясным рубиловом парадоксально тяжело уследить.

Сомнительное решение – ставить в центр фильма не человека, а абсолютно неуязвимое существо, сметающее все на своем пути. В этом плане «Гнев» как ремейк серьезно проигрывает мрачному французскому оригиналу, где действующее лицо – простой мужчина, избалованный богатой жизнью. Он не то чтобы никогда не держал пистолет в руке, он, наверняка даже ни разу ни с кем не дрался. Но трагичный случай вынуждает его сменить комфортный образ жизни, жестко подчинить себя идее мести, устроиться на опасную работу, жертвовать жизнью, стрелять и убивать. Каждый шаг дается ему с колоссальным трудом, страх пронизывает и сковывает тело, но жажда мести – сильнее.

Куда там до пафосных и глупых отсылок к Священному Писанию и до Стэйтема, который, кажется, навсегда превратился в грубого робота-карателя. Странное дело: назвав свой фильм «Гнев человеческий», Гай Ричи лишь приумножил претенциозность пустого и скучного кино. А Николя Бухриф, режиссер французской ленты, ограничившись скромным названием «Инкассатор», наоборот, придал смысл мещанской жизни, показав, что и обычный человек, рядовой инкассатор, способен переступить через самого себя.


Фото: vesti.ru, moscow-post.su, itc.ua, ru.kinorium.com

Рейтинг статьи
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии