Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху отказывается следовать рекомендациям американской стороны
Президент США Джо Байден негодует
На днях Министерство финансов РФ опубликовало данные о дефиците федерального бюджета в 2023 году, согласно предварительной оценке он составил 3,24 трлн рублей. Как раз в эту дату Владимир Путин в Хабаровске встречался с предпринимателями Дальнего Востока и рассказал, что рост российской экономики по итогам прошедшего года может оказаться выше прогнозируемых 3,5%, кроме того, она в условиях западных санкций стала первой экономикой в Европе.
Эту ситуацию нам прокомментировал политолог Сергей Марков.
«ВН»: – Сергей Александрович, как объяснить кажущееся противоречие в данных?
– Данные на самом деле совершенно не противоречивые. Они противоречат только мифологии в голове Министерства финансов и главы Центробанка России, их советников, помощников, заместителей… Только этому. А логике мировой экономической науки они совершенно не противоречат. Дело в том, что один из главных инструментов запуска экономического роста – это инвестиции. В том числе государственные инвестиции. В том числе путем запуска печатного станка и финансирования каких-то экономических проектов.
Лучше, конечно, в гражданской сфере, но и в военной тоже можно.
Так делают все страны, но наше правительство (речь о финансово-экономическом блоке), будучи по своей идеологии рыночными фундаменталистами, было против этого. Поэтому не было экономического роста. А как только их жизнь пинками в виде СВО заставила включить печатный станок и массово вбрасывать деньги в экономику , сразу пошел экономический рост. В этом нет совершенно ничего противоречащего экономической теории. Называется «кейнсианство». Кейнс первый формулировал основы этой политики. Это всё абсолютно строго по экономической науке.
«ВН»: – Но что же будут делать с дефицитом госбюджета?
– Да ничего не будут. В этом нет ничего плохого. Важно, чтобы экономический рост обгонял рост вот этой денежной массы. В дефиците госбюджета нет ничего плохого. Важно, чтобы он не был совсем постоянным.
Например, в американской экономике он постоянный, растет. И ничего, это самая сильная экономика мира и так далее. Дефицит есть и в Китае, и в европейских странах. Все растущие экономики имеют дефицит госбюджета. А иметь профицит госбюджета – это какие-то параноидальные мифы.
«ВН»: – Наши власти, начиная с 2000 года, привыкли к тому, что Россия, выбравшись из экономического кювета 90-х, копила и копила. У нас были огромные резервы, которыми мы очень гордились. Зря?
– Мое мнение: психология Путина во многом сформирована тем, что он из семьи блокадников. Он психологически ориентирован на то, чтобы копить. Зная это, западные агенты пользуются этой его психологической особенностью и не дают развиваться России. Они предложили эту модель – копить, копить, копить. Вместо того, чтобы тратить.
В то же время эффективные типы экономической политики означают, что нужно больше тратить, а не копить.
Профицит – это хорошо теоретически. А практически это плохо. Как правило, профицит экономики связан с низким экономическим ростом. Дефицит бюджета плох теоретически, его нужно уменьшать. Но он хорош практически. Дефицит бюджета – это как боль в мышцах.
Если мышцы не болят, теоретически это хорошо. Но практически это означает, что человек спортом не занимается. Лучше, конечно, когда ничего не болит. Но если мышцы болят, то это значит, что человек занимается спортом, из спортзала пришел.
«ВН»: – Что ж, мы видим, что сегодня меняется много устоев. Не только в экономике. До сих пор продолжается история с полуголой вечеринкой, то есть ее последствиями. Может, и в культуре нужно, чтобы иногда болели мышцы?
– Вы знаете, я думаю, что нужно привыкать к нескольким вещам. Первое – появление консервативного сектора гражданского общества. Раньше оно было плохо организовано. А сейчас оно появилось реально.
Вот сейчас был случай еще один, в Перми. Какой-то чиновник принимал участие где-то, у него была шапка со значком Норвегии. Это была старая шапка, но ее случайно увидели солдаты на фронте, которые из Перми. И они написали прямо с фронта видеообращение: «Что это такое? Норвегия финансирует, чтобы нас здесь убивали, а наше начальство в Перми таким флагом щеголяет».
Этот чиновник извинился и сказал, что шапку выбросит. Выбросил уже. И вот это новая реальность – формирование консервативно-патриотической части гражданского общества. Это надо учитывать.
Второй момент – нужно быть более внимательным к чувствам большинства населения. Особенно во время избирательной кампании. «Не нужно подставлять президента во время избирательной кампании», – четко людям сказали. После кампании тоже лучше не подставлять, но сейчас просто каленым железом выжгут всё это.