Вам Telegram. Разбираем, из чего состоит самая независимая (или нет?) социальная сеть

2 года назад

Мировой массовый сбой в работе Facebook, Instagram и WhatsApp принёс Павлу Дурову 70 миллионов новых пользователей, которые за один день 4 октября дружно пришли в мессенджер Telegram, увеличив, таким образом, количество регистраций в приложении на 143% по сравнению со средними показателями днём ранее.

Это был, вероятно, лучший подарок от глобальной IT-индустрии к дню рождения Дурова, который он отмечал 10 октября. В самом деле, что ещё можно подарить молодому миллиардеру из России, открыто презирающему роскошный образ жизни, если не серьёзную заявку на мировое господство в социальных сетях – а значит и в головах подавляющего большинства населения планеты?

Telegram начинался в сытом 2013 году, как безопасное приложение для мгновенного обмена сообщениями. За 8 лет становления, мессенджер пережил эмиграцию своего создателя, бесчисленные обвинения в поддержке терроризма и наркоторговли и, уже традиционное для России, крещение блокировками и штрафами.

Почему-то именно российский истеблишмент превратил удобное приложение с забавными стикерами в мощный медиаресурс, крайне политизированный и очень влиятельный. Во всяком случае, так принято считать.

iguides.ru

Возможность создавать телеграм-каналы появилась в Telegram в 2015 году, и она стала тем самым судьбоносным решением, которое вытащило мессенджер из десятка популярных цифровых продуктов на вершину русской политики и журналистики. Феномен телеграм-каналов никто до сих пор внятно объяснить не смог, но скорее всего, дело в удачном симбиозе анонимности, инсайдов и свободной подаче информации в формате новостной ленты личного блога автора.

Журналисты и политики массово оккупировали платформу после громких инсайдов от «Незыгаря» и вялотекущей информвойны между кремлёвскими башнями, купившими себе по сетке больших и не очень каналов. Между тем, влияние «телеги» росло, как на дрожжах – очень быстро появился целый рынок информационных услуг, вроде блокировок нежелательных для заказчика постов, нативной рекламы, неожиданных и ожидаемых политических вбросов и, разумеется, заказное мочилово конкурентов по бизнесу или власти.

Это не могло не привести к взрывному росту «сливных бачков» – каналов, как правило, с накрученными ботами для создания видимости широкой аудитории, которые готовы были за небольшие деньги размещать практически что угодно. Разумеется, катастрофически теряя доверие немногочисленных реальных подписчиков. Но там, где есть деньги (а их в Telegram несут с завидной регулярностью), мнение аудитории не учитывают.

В 2021 году WhatsApp всё ещё остаётся самым популярным приложением у россиян, но Telegram занимает особую нишу – это не про пересылку сообщений, это – про оперативные и главные новости страны.

 Георгий Лобушкин (бывший пресс-секретарь «ВКонтакте», эксперт по Telegram):

Сейчас Telegram имеет самое большое информационное влияние практически во всех областях экономики. Возможно даже большее, чем газеты, радио или телевизор, потому что прежде чем что-то попадёт в газету, радио или телевизор оно вначале окажется в «Телеграме». Для многих Telegram стал не только самым оперативным способом получения информации, но и единственным, заменив все традиционные медиа и другие площадки, какими раньше были Facebook, Twitter. Ещё одна ценность телеграм-каналов как источников информации – помимо непосредственно факта они дают трактовки. Хорошо это или плохо – вопрос второй.

Крупнейший аналитический сервис TGStat провёл этой весной беспрецедентное исследование русскоязычного сегментаTelegram. При поддержке почти всех крупных каналов опрашивались как читатели, так и администраторы больших и маленьких площадок. В итоге было заполнено 70 тысяч анкет пользователей и промониторено 900 различных телеграм-каналов. Благодаря этому исследованию, мы теперь можем более конкретно понять, кто все эти люди, что двигают «телегу» к очередным вершинам медийного влияния.

Аудитория

По данным TGStat, в русскоязычном Telegram сейчас больше 300 тысяч каналов. Каждый день появляются сотни – а с учётом роста популярности – и тысячи новых. Большинство пользователей подписаны на 16-25 каналов, однако регулярно читают только максимум пять из них.

Среди подписок лидируют, конечно, новостные каналы – их читают 82% респондентов, но отметим, что не сильно отстают развлекательные и политические каналы – у них по 59%. Это вполне логично, поскольку для солидной аудитории мессенджера политика давно стала развлечением, а развлечения – всё больше политические.

Почему аудитория солидная? Потому что, согласно исследованию, каждый пятый пользователь платформы зарабатывает больше 90 тысяч рублей в месяц. Публика в «телеге», что называется, премиальная: чиновники, депутаты, владельцы бизнеса, топовые журналисты.

Конечно, постоянные упоминания в классических медиа и скандалы с надзорными структурами привлекли в Telegram много адептов традиционных соцсетей, вроде ВК и WhatsApp, тем самым несколько размыв «люксовую» аудиторию. Но это случалось ранее и с другим детищем Дурова – помните, ведь в самом начале «ВКонтакте» был площадкой для избранных студентов питерских вузов и только по приглашению от друзей? Во что превратился ВК в конечном счёте – мы сейчас можем наблюдать. Возможно, что Telegram постигнет та же участь.

Безопасность

Изюминка мессенджера, которую нёс в массы Павел Дуров как знамя – это, разумеется, безопасность. О том, что вашу переписку никто ни при каких обстоятельствах не сможет прочитать, команда Telegram говорила и говорит постоянно.

Благодаря этим заявлениям, приложение стало очень популярно не только в России – массовые политические протесты в Белоруссии подогревались и координировались именно из «телеги». И, надо отдать должное разработчикам, белорусские власти и силовики ничего с этим поделать не могли. Только развивать собственные, отдельные каналы. Но момент был упущен, оппозиция подсуетилась вовремя, обратив внимание на удобную мобильную платформу для организации своих сторонников. Впрочем, это совсем другая история.

Тем не менее, социологи посчитали не лишним опросить белорусов по поводу Telegram и получили ожидаемый результат: за вариант «Я пользуюсь Telegram, потому что он безопасен» проголосовали 74% граждан Белоруссии против 57% респондентов в России. Логично также, что наши ближайшие соседи чаще пользуются секретными чатами, чем мы.

Надо отметить, что и уровень доверия к мессенджеру лучше проявляется в соседних странах, а не в России. В процентном отношении это выглядит так: вариант «Я стал доверять Telegram больше» у русских пользователей набрал только 17%, украинцы показали 21%, белорусы – 35%. Здесь немалую роль сыграли и вовремя выпущенные стикеры приложения с изображением бело-красного флага – одного из символов оппозиции.

Однако, как считают эксперты, Telegram ещё не дорос до того уровня, когда реально сможет влиять на политические процессы.

 Аббас Галлямов (политолог):

В политике ТГ играет роль инструмента внутриэлитных коммуникаций и сведения счётов разных группировок друг с другом. Это пространство, где они меряются силами, вроде средневековых ристалищ, где проходили рыцарские турниры. Так же как и эти ристалища к реальной жизни страны политические ТГ-каналы имеют самое отдалённое отношение.

Аббас Галлямов. Фото: ponedelnik.press

Реклама

Рекламный рынок в Telegram – это настолько мутная вода, что пока сам не начнёшь заниматься рекламными постами внутри приложения – не поймёшь, где правда, где вымысел. Исследование TGStat говорит о том, что 77% владельцев каналов не покупают рекламу. Однако это как минимум лукавство.

postium.ru

Исходя из личного опыта (автор ведёт свой телеграм-канал больше трёх лет), могу сказать, что примерно каждый второй админ так или иначе заботится о рекламе своего канала. Это не обязательно денежные отношения – рекламировать контент можно через репосты на дружественных площадках, участием в различных тематических подборках, высказыванием на какую-либо острую тему и последующими упоминаниями в более крупных каналах.

Тем не менее, деньги нужны всем, поэтому бесплатно-дружеские репосты и упоминания не вечны. Опять же, опираясь на личный опыт, можно назвать примерную сумму рекламного поста в канале с 5-10 тысячами подписчиков. Удовольствие обойдётся приблизительно в 15-35 тысяч рублей за пост в зависимости от цитируемости площадки и жадности администратора.

Конечно, немалую роль играет тематика канала, который хочет рекламу – если это не очень политизированные новости, то могут сделать хорошую скидку, а если, к примеру, онлайн-казино или шок-контент, то цена будет заоблачной или вовсе могут отказать в размещении.

Согласно исследованию, почти 25% админов «телеги» зарабатывают на рекламе не больше 5 тысяч рублей в месяц, а более приличный доход в 90 тысяч имеют только 13%. Зачем тогда создаётся столько каналов, если это не приносит хороших денег?

Здесь некорректно задан вопрос – ключевое: сколько зарабатываете именно на рекламе? Дело в том, что крупные каналы в рекламодателях не очень-то и нуждаются – вы же помните, что Telegram стал любимой игрушкой политиков?

Так вот, они просто покупают большую площадку на год-два, а то и навсегда, чтобы оттуда транслировать свои идеи в медиапространство. Как правило, суммы таких покупок исчисляются миллионами рублей, отсюда и статистический вывод, что на рекламе администраторы ангажированного канала ничего не зарабатывают, у них, что называется – госконтракт.

Владимир Зыков (директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров):

Было много предположений о том, что «Телеграм», это ФСБ-шный проект. Об этом рассуждают многие специалисты в отрасли, потому что слишком «лайтово» обошлись с Дуровым, слишком неожиданно разблокировали мессенджер. Вся эта история была довольно странной, и у многих возникло ощущение, что «Телеграм», это такой проект спецслужб по тому, чтобы сделать хоть какой-то российский проект международным, крупным, известным и влиятельным.

Так вышло, что любой проект Дурова рано или поздно превращается в противостояние между основателем и властью. Видимо, это просто особенности личности самого Павла Валерьевича.

Однако недавние события в Telegram, например, блокирование бота «Умного голосования»* в разгар выборов и ограничение доступа к телеграм-каналу основателя «Мужского государства»**, дали пищу для дискуссий многочисленным конспирологам по теме «а не начал ли Дуров сотрудничать с силовыми структурами?»

Мессенджер давно подозревали в связях то с ФСБ, то с Кремлём, но прямых доказательств этому не представлено никем до сих пор. Только домыслы. И законы бизнеса.

Георгий Лобушкин (бывший пресс-секретарь «ВКонтакте», эксперт по Telegram):

Считаю, что на Telegram не оказывается никакого давления со стороны каких-либо государственных структур. Но одно влияние всё-таки оказывается – давление со стороны Apple и Google, которые контролируют свои магазины и по любому надуманному предлогу могут прекратить работу «Телеграма», что, по сути, будет означать уничтожение бизнеса.

Даже если предположить худший сценарий, что Telegram повторит судьбу ВК, то ещё год-два по инерции он продолжит пользоваться феноменальным доверием пользователей. А доверие стоит на трёх китах мессенджера. Это безопасность, анонимность, оперативность. Каждый тезис можно оспаривать по-отдельности, но когда они в единой триаде – это и делает Telegram тем самым элитарным продуктом, за который пока ещё не стыдно.

Автор Сергей Корнев

Суд посчитал проект «Умное голосование» – продолжением деятельности ФБК, признанного в России экстремистской организацией.

** «Мужское государство» – российское мужское движение, декларирующее идеи патриархата и национализма, создано Владиславом Поздняковым в 2016 году в рамках закрытого сообщества в «ВКонтакте». Деятельность движения преимущественно осуществляется в интернет-среде: участники сообщества занимаются травлей, угрозами и преследованием женщин и представителей ЛГБТ. В 2020 году сообщество «Мужское государство» было заблокировано администрацией «ВКонтакте» за «призывы к насильственным действиям».

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ