Об образовании на русском языке и соотечественниках за рубежом

10 месяцев назад

Намедни в своей передаче «Бесогон ТВ» многоуважаемый Н. С. Михалков очень сокрушался: «Ну как же так получается, что такая относительно небольшая страна, как Украина, уже около 3-4 лет обеспечивает своих детей, покинувших Украину, обучением на украинском языке и ведёт там свою пропаганду, тогда как такая большая и технологически продвинутая Россия до сих пор не озаботилась обеспечением своих соотечественников за рубежом доступной системой образования на русском языке?»

Никита Михалков (Источник фото: Википедия)

Ну что же, попробую пояснить недоумевающему Никите Сергеевичу и иже с ним, почему же так получается.

Ещё в далёких 1994 и 1997 гг. Правительством Российской Федерации было принято положение о поддержке соотечественников за рубежом; в 2001-м президентом Российской Федерации утверждена концепция по поддержке соотечественников за рубежом; в 2008-м – выпущено распоряжение правительства Российской Федерации и ещё целый ряд документов, направленных на поддержку соотечественников за рубежом, а точнее – на поддержку тех русских, которые после распада СССР вынуждены были остаться на территории бывших союзных республик.

В каждом из этих судьбоносных для соотечественников за рубежом документов подробно прописаны все возможные способы организации общеобразовательных школ по стандартам Российской Федерации, техническая поддержка, методическая поддержка и т. д. и т. п. Создание общеобразовательных школ МИД РФ, а также – Россотрудничества.

Господа! Вы что-нибудь слышали о таких школах на территории бывших союзных республик? По крайней мере, русские в Прибалтике точно о таком не слышали. Мало того: когда в 2004 г. прибалтийские республики вошли в состав ЕС, а к власти в этих странах начали приходить националисты и откровенные русофобы, попытавшиеся уже тогда запретить образование на русском языке, и МИД РФ, и Россотрудничество предпочли не вмешиваться в ситуацию, прикрывшись, как «фиговым листком», положением о том, что эти республики не подписали межправительственное соглашение об образовании.

Уже в 2018 г., когда я задала вопрос сотруднице посольства РФ в Латвии: «А что вами было сделано для того, чтобы это соглашение было подписано?», она ответила: «3 года назад мы направили им проект соглашения, но они нам до сих пор не ответили». (?!) «И что дальше?…»

В общем, в 2004-м русские школы в Латвии отстояли. Как говорится, «не благодаря, а вопреки»: путём массовых пикетов, митингов и т. д. Когда же представители русской общины в Латвии обратились за юридической поддержкой к послу РФ в Латвии Виктору Колюжному, тот заявил: «Не мешайте делать бизнес!», – и приказал охраннику посольства выгнать группу представителей от русской общины. Видимо, господин посол воспринимал свой кабинет в помещении посольства как свой личный бизнес-офис, а свою должность – не как «государеву службу», а как личный бизнес-проект.

Под давлением общественности тогда националисты отступили, но затишье оказалось временным: «тучи» над образованием на русском языке продолжали сгущаться. И уже к 2014 г. в Латвии был принят закон о поэтапном переводе всех общеобразовательных школ на государственный язык обучения – латышский. Это несмотря на то, что в Риге проживает 48% русских, а в таких крупных городах Латвии, как Даугавпилс и Резекне, перевес в сторону русского населения значительно больше – до 80%. Запрет образования на русском языке как языке не Евросоюза коснулся в том числе и частных школ. Это невзирая на то, что, по данным статистики, на сегодняшний день на территории ЕС проживают около 6 миллионов этнических русских, что больше, чем население всех трёх прибалтийских республик, вместе взятых.

Обращение русских родителей в Европейский суд по правам человека не дало ничего: ЕСПЧ полностью поддержал латвийских русофобов. Российские же политики по этому поводу вообще промолчали: видимо, судьба русских детей в Прибалтике к ним отношения не имеет. Ладно бы, если бы образование просто переводили на государственный язык, но в угоду латышскому языку активно стали «урезать» другие общеобразовательные предметы, такие как география, биология, химия и т. д. А уж про историю вообще говорить не приходится.

Шла активная «промывка» детских мозгов, а с началом СВО некоторые особо «рьяные» учителя-русофобы стали требовать от учеников проявлять больше лояльности в поддержку Украины. Как вы понимаете, такая постановка вопроса понравилась далеко не всем ученикам. Так, например, 24 февраля нынешнего года один из учителей рижской гимназии (не буду называть какой) перед началом урока потребовал, чтобы ученики класса (дети 14-15 лет) встали «в поддержку жертв Российской агрессии» (!). Дети встать отказались (!!!) несмотря на возможные дальнейшие репрессии со стороны учителя, администрации школы и пр. надзорных органов как в отношении самих детей, так и их родителей. Как известно, латвийские власти (прошу не путать с латвийским населением) – одни из самых активных сторонников украинского режима, и проявление какого-либо вида свободомыслия в этом отношении не терпят. Официально ребята отговорились тем, что школа – вне политики, но все прекрасно понимали причину их отказа встать под таким лозунгом. Живущие в Москве или других российских городах, далёких от войны, вряд ли смогут оценить гражданский подвиг этих подростков. И вы хотите потерять таких детей?!

Предвидя такое развитие событий в области образования в этих республиках и вектор направленности в сторону фашизации, в 2017 г. депутаты Европарламента от партии «Русский союз Латвии» приехали в Москву, где обратились в Министерство образования и науки с просьбой содействовать открытию какой-либо формы среднего образования на русском языке для русскоязычного населения прибалтийских государств, тем более Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» позволяет это сделать.

Однако чиновники «не последней руки», выслушав латвийских депутатов, ни мало не сумнясь, заявили, что русских в Прибалтике, на их взгляд, слишком мало, чтобы организовывать такой проект, и вообще – «им это неинтересно». Так и уехали представители наших соотечественников из совсем недалёкого «зарубежья» несолоно хлебавши.

Для справки: после распада СССР за пределами Российской Федерации, по некоторым данным, оказалось до 30 миллионов русских (каждый четвёртый). Но, видимо, для представителей Минобрнауки РФ эта цифра – слишком незначительна (!).

Не добившись взаимопонимания у московских чиновников, энтузиасты-общественники из Латвии обратились к руководству СПбГУ за помощью. Народная дипломатия оказалась более действенна: так, начиная с 2018 г. начала действовать «субботняя дистанционная школа», где преподаватели Университета вели уроки для русских детей из латвийских городов на абсолютно безвозмездной основе. Сначала – в виде репетиторских курсов по русскому языку и математике для выпускников старших классов, с 2019 г. уже начиная с 5-го класса и старше – по всем основным предметам, а с сентября 2023 г. СПбГУ начал проводить эксперимент: полноценная онлайн-школа для детей, проживающих за пределами РФ. В эксперименте участвуют всего 120 детей из 36 стран. Отбор в эту школу был очень строгий: взяли только лучших. Да это и понятно – возможности одного вуза небезграничны. По словам ректора СПбГУ, выступившего на XI Балтийском форуме соотечественников, когда они начинали этот эксперимент, они «думали, что заявлений будет не так много – ну 120-130 человек. Пришли сотни заявлений из 44 стран. И заявления до сих пор продолжают поступать: сотни, тысячи заявлений из разных стран».

Как вы понимаете, никакое российское министерство или какая-либо другая государственная или общественная организация РФ в этом проекте участия не принимают и поддержки не оказывают – всё держится исключительно на неравнодушных людях, болеющих не на словах, а на деле за судьбы русских детей.

Летом 2020 г. латвийские активисты и общественники предприняли очередную попытку «достучаться до небес», написав открытое письмо в различные российские организации и ведомства – в том числе в Администрацию президента Российской Федерации, в Государственную думу России, МИД России, Россотрудничество, Министерство просвещения и ещё целый ряд организаций, представительств и ведомств, в котором, ссылаясь на Статью 43 Конституции РФ, где сказано: «Каждый имеет право на образование», указывали, что только на территории Латвии проживает более 50 тысяч граждан РФ, не считая тех русских, кто получил статус «негражданина» Латвии. Большинство из тех, к кому было направлено обращение, ответили достаточно быстро: все всё понимали и очень сочувствовали… и всё! Среди всей этой словесной мишуры и слов сочувствия потрясал один ответ – от заместителя начальника отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка госпожи Атаулиной В. М., в котором она указала, что «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство права на территории Российской Федерации», а так как речь идёт о гражданах РФ, проживающих на территории Латвии, то Конституция РФ к ним «применяться не может». Исходя из написанного г-жой В. М. Атаулиной, надо понимать, что раз ты, гражданин РФ, проживаешь не на территории РФ, то и Конституция твоей страны тебя уже больше не защищает: ни прав, ни свобод, ни обязанностей, предусмотренных Конституцией?

Спасибо, конечно, г-жа В. М. Атаулина, за столь своеобразную трактовку основного закона страны, но как-то мне всегда казалось, что Конституция страны не подлежит вольной трактовке. Да и хотелось бы уточнить: а г-жа Кузнецова А. Ю. – тогдашний Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, а ныне – заместитель председателя Госдумы РФ, солидарна с Вашим ответом?

А далее г-жа В. М. Атаулина пишет, что «пример применения дистанционных технологий в сфере образования может получить развитие в рамках цифровизации образования». Т. е. г-жа В. М. Атаулина, что называется, «ни сном ни духом» о ранее принятых нормативных актах? А г-жа А. Ю. Кузнецова, в адрес которой было направлено это обращение, придерживается такого же мнения?

В свою очередь, обращения к Россотрудничеству так ничего и не принесли: представительство Россотрудничества в Москве отправляло «по территориальности», зная прекрасно, что такого представительства в Прибалтике нет (и так за 30 лет и не появилось), а ближайшее, в Финляндии, заявило, что территория Прибалтики – не в их компетенции. В общем – разбирайтесь, ребята, сами!

Надо понимать, что вопросы образования русских детей ни для МИДа, ни для Россотрудничества не являются профильной деятельностью. А те, кто обязан этим заниматься в силу своих должностных обязанностей, предпочитают не замечать этой проблемы. Так, министр образования Сергей Кравцов 25.01.2023 заявил: «Цифровизация не должна нарушить традиционные принципы обучения». Молодец, г-н Кравцов! Браво! А те, у кого нет возможности получать обучение по «традиционным принципам», могут оставаться неучами? В отдалённых северных регионах детей направляют в школы-интернаты, а что делать русским детям из бывших союзных республик? А тем, кто по тем или иным причинам был вынужден переехать с семьёй за пределы РФ? Как они, по Вашему мнению, должны получать образование? Ну, видимо, для господина Кравцова законодательство в стране начало создаваться только с того момента, когда он занял кресло министра, а всё, что издавалось до него, не имеет значения!

Сейчас в самых высоких эшелонах власти и российских СМИ очень много ведётся разговоров о цифровизации учебных процессов: «Цифровизация школьного образования»; «Единое электронное образовательное пространство»; «Технологии дистанционного обучения» и т. д. и т. п. Даже выделяются немалые средства из гос. бюджета для реализации этих проектов. Обещают общеобразовательной платформой «покрыть» всю планету! Всё это хорошо, но когда это будет? А будет ли кого учить к тому моменту, когда эти мегапроекты наконец осуществятся?

На сегодняшний день большинство российских учебных платформ для детей, проживающих за рубежом, недоступны: и блокируют их зачастую не европейцы, а сами «правообладатели». В подтверждение своих слов могу рассказать о такой ситуации: пару месяцев назад детям, обучающимся в экспериментальной онлайн-школе в СПбГУ, предложили поучаствовать в российских онлайн-олимпиадах. Участники олимпиад зарегистрировались как положено, заранее, и стали ждать назначенного дня. А в день проведения этих олимпиад они увидели на своих мониторах вот такую заставку: «Доступ временно ограничен для вашего региона» и вот такое пояснение: «Ограничение касается США, стран Европейского союза и других, являющихся источником компьютерных атак». Ну что тут скажешь?!.

Уважаемый Никита Сергеевич! Я рассказала Вам историю русской общины Латвии в её попытке сохранить возможность своим детям учиться на родном языке. Уверена, что в других русских общинах найдётся своя такая же история. Выводы же делайте сами.

Все всё понимают, все всем сочувствуют, «а воз – и ныне там»!

P. S. Я вот задаю себе вопрос: а что двигало теми украинскими чиновниками, создавшими для своих детей полноценную дистанционную школу, и что мешает российским – сделать то же самое для русских детей? Может быть, стоит «одолжить» парочку таких «продвинутых специалистов» у украинцев? И кто, наконец, может дать тот волшебный пендель, чтобы российские чиновники и политики хоть что-то наконец начали делать для своих соотечественников за рубежом, кроме как разговоры разговаривать да «выражать сочувствие»? Иначе эти русские дети для России могут оказаться потерянными навсегда, как это уже случилось на Украине – ведь с момента распада СССР прошло уже больше 30 лет, в течение которых русофобы всех мастей несли своё «светлое и доброе» в доступные им умы!

Автор: Г. Б. Уварова, Русская община Латвии



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Владимир
Владимир
9 месяцев назад

Мягок Путин, очень мягок!

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ