«Уже снегопадов нет три дня, а снег еще лежит»: депутат Дмитриева об уборке в Петербурге
Убирается крайне плохо
Две главные развлекательные новости этой весны – очередная церемония награждения премией «Оскар» и выход самой долгожданной игры последних лет Atomic Heart. Одно из этих событий подтвердило и зафиксировало мировые тренды. Второе – опровергло и обличило их рукотворность и несостоятельность.
Официозная и политически ангажированная кинопремия ожидаемо досталась в 2023 году многочисленным азиатам, жертвам изнасилований, гею с ожирением и «Навальному». Российская компьютерная игра, напротив, зашкаливающей популярностью именно у западного зрителя доказала, что дело идет не к пресловутой «отмене России», а неожиданному интересу ко всему советскому и русскому, так как мир игры – это ностальгический гимн эстетике позднего СССР. Знаток игр и кино Дмитрий Гоблин Пучков прокомментировал для «Ваших Новостей» оба медиасобытия в своей неповторимой манере.
«ВН»: – Дмитрий Юрьевич, вручили Оскары-2023. Что можете сказать о премии этого года? Смотрели хоть один фильм оттуда?
– Нет, ничего не смотрел. Вообще ноль! Ни малейшего интереса не вызывает. И раньше-то было всё хуже и хуже, а в этот раз – абсолютно ни малейшего интереса. На чернокожих и гомосексуалистов я насмотрелся. А больше, по-моему, в американском кино не осталось ни-че-го для нас интересного.
«ВН»: – Теперь тренд – азиаты. Пять из десяти основных статуэток взяли…
– Для кого-то – может быть.
«ВН»: – То есть вы из принципа не смотрите? Или реально ни один фильм не заинтересовал?
– Просто неинтересно. В целом, я, как и все, не сильно самостоятелен в выборе фильмов. То есть у меня есть знакомые киноманы, которые смотрят всё подряд. И регулярно выдают советы, мол, вот это типа посмотреть стоит. Но ни одного такого отзыва я не услышал. Никому это всё не интересно вообще.
Когда-то гражданин Шпенглер написал книжку «Закат Европы». По-моему, он уже в гробу вертится, как вентилятор. Потому что вместо Европы закатывается США.
«ВН»: – Получается, ваша реакция на «Оскар» еще и отражает настроения в российском обществе?
– Не знаю, я не ориентируюсь на мнение общества. Но лично мне это больше неинтересно. Нет интересных фильмов… Они и раньше появлялись с частотой раз в год. Это уже было заметно где-то с 2015 года. То есть на протяжении лет семи было всё хуже, хуже, хуже и хуже. Вот докатились до края…
«ВН»: – А что вы вообще смотрите тогда?
– В основном я смотрю то, что я перевожу. А перевожу я в основном фильмы американские, условно старые, 80-х и 70-х. Это когда фильмы были про нормальных людей – мужчины были мужчинами, женщины женщинами. А вот эта нынешняя бредятина не интересует. Как-то так.
«ВН»: – То есть вы как бы в прошлом кино?
– Так точно. В этом я не одинок и не оригинален.
«ВН»: – Успели оценить Atomic Heart? Как отнеслись? О чем свидетельствует такая дикая популярность игры?
– Отечественные игры выходят очень редко. А такого калибра – это вообще единственная. Ну и народ больше всего возбудился по советской эстетике. Вот, это Советский Союз – такие лозунги, стиль архитектурный и прочее-прочее. Возбудились от формы… К содержанию это не имеет никакого отношения.
Эта игра – взгляд детей, воспитанных в буржуазном капиталистическом обществе, на Советский Союз, который, естественно, к реалиям никакого отношения не имеет. Игра сугубо антисоветская. И в общем-то, чего там возбуждались эти наши либералы, что «такой показ Советского Союза недопустим»?.. Это только лишний раз говорит о том, что мы имеем дело с идиотами, которые дальше своего носа не видят абсолютно ничего.
«ВН»: – Насчет идеологической стороны я вас понимаю. Но получилось, что эта игра набирает бешеную популярность именно на Западе. И получилось противоречие – мы слышим всё время об отмене всего российского, но при этом такой интерес вызывает наша даже советская эстетика. Американцам-то условным не история интересна, их цепляет сеттинг, атмосфера, наша эстрадная музыка!
– Даже затрудняюсь вам сказать. Американцы Советский Союз ненавидят. Если вам кажется, что они ничего не знают… Они всё прекрасно знают: Советский Союз – империя зла! Они его ненавидят и боятся. Точно так же они ненавидят и боятся русских.
Знаете, как-то у Стивена Кинга был хороший пример, где он описывал, как он в детстве пошел в кинотеатр, начался журнал и вдруг – журнал остановили, включили в зале свет, выбежал владелец кинотеатра и со сцены заорал: «Русские запустили спутник!» И тут все американцы вокруг забились в корчах, завыли, зарыдали.
Вы можете себе представить, чтобы в советском кинотеатре кто-то рыдал оттого, что американцы запустили спутник? Да всем плевать! А им пропагандой в бошки вбито, что русские – убийцы, они придут их всех убивать. Русских они ненавидят. Что они там видят в этой игре – мне сказать затруднительно. Сам я там не живу, изнутри реакцию не наблюдаю, а к пересказам наших граждан отношусь крайне скептически. Если им интересно – слава богу, пусть смотрят, пусть играют.
Сущность-то игры сугубо американская: «русские – маньяки, сволочи, коммунисты – убийцы». Вот про это игра, американцев не разочарует.
«ВН»: – А то, что россияне способны сделать качественный продукт, у вас гордости не вызывает?
– Я бы не сказал, что он мегакачественный. Качественные игры – западные. А эта даже до уровня не добирается. С точки зрения игростроения там всё не так хорошо, как может показаться. Граждане, которые говорят, что игра получила какую-то безумную популярность, – это вовсе не о том, что это крайне качественный продукт.
Там проблемы с управлением, проблемы с ориентацией, проблемы с тем, что вокруг происходит и откуда это узнать, как ознакомиться с так называемым сеттингом*, лором** и всем остальным. Там есть серьезнейшие проблемы. Но это, как всегда, не самое главное.
Если она людей захватывает, то значит, создателям удалось нащупать некий, так сказать, нерв – когда всякие технические и сценарные недоработки не могут помешать играющим насладиться процессом. То есть в главном они угадали. Это, безусловно, редкая удача, когда людям удается сделать такой вот востребованный продукт, который интересует всех и в России, и на Западе. Тут парни молодцы.
У нас – капитализм: успех измеряется только деньгами. И если продукт как следует покупают – остается их только поздравить.
«ВН»: – Признайтесь, вы только со стороны видели игру или сами играли и прошли?
– Сам не успеваю. Но у меня есть специальный сотрудник, который вместо меня сидит и играет, а я ему через плечо смотрю.
*Сеттинг – среда, в которой происходит действие игры; место, время и условия действия.
**Лор (от английского Lore – знания, предания) – это фоновая информация о мире игры, его истории, культуре, традициях и других деталях.