В погоне за «Оскаром-2022»

2 года назад

В солнечном Лос-Анджелесе объявили номинантов на премию «Оскар» – престижные статуэтки раздадут 27 марта 2022 года. По числу номинаций лидирует неторопливый вестерн Джейн Кэмпион «Власть пса» – он претендует сразу на 12 наград. В спину ему дышит эпическая «Дюна» Дени Вильнёва (11 номинаций), а третье место поделили между собой мюзикл Стивена Спилберга «Вестсайдская история» и историческая драма «Белфаст» Кеннета Браны (по 7 номинаций).

Неожиданностей в этот раз немного – американская киноакадемия продолжает тенденции, сложившиеся пару лет назад. С одной стороны, «Оскар» постепенно захватывают стриминги, и это понятно, учитывая плачевную ситуацию с коронавирусом. Люди предпочитают смотреть кино дома, кинотеатры ограничивают заполняемость или вовсе закрываются, не выдержав пандемийного удара.

Среди фильмов, соревнующихся за звание лучшего, три вышли на стриминговых сервисах – это уже упомянутый «Власть пса» (Netflix), история о взрослении «CODA: Ребенок глухих родителей» Сиан Хедер (Apple TV) и комедия о конце света «Не смотрите наверх» Адама МакКея (Netflix). Netflix снова абсолютный чемпион стриминговых платформ – в общей сложности на его счету 27 номинаций американской кинопремии за 2022 год.

С другой стороны, «Оскар» обходит блокбастеры – лишь одинокая «Дюна» Дени Вильнёва может похвастаться главной номинацией. Масштабная экранизация культового романа Фрэнка Герберта присутствует во всех технических списках (музыка, звук, художник-постановщик, операторская работа, дизайн костюмов, монтаж, грим, визуальные эффекты), но обделена в режиссерском – почему-то киноакадемия решила, что Вильнёв недостоин весомой награды. Может быть им, как и нам, грандиозная научная фантастика показалась слишком вязкой.

Вместо блокбастеров – авторское кино. Помимо «Власти пса» – тонкой, психологической картины Джейн Кэмпион, которая вернулась на экраны спустя 12 лет – в категории «Лучший фильм» номинирована ностальгическая love story Пола Томаса Андерсона «Лакричная пицца» и вдумчивая драма Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины». Для Томаса Андерсона, признанного американского классика, это не первая номинация, но, на удивление, «Оскар» всегда ускользал от этого режиссера. Скорее всего, ускользнет и в этом году – «Лакричная пицца» чересчур интимная и синефильская картина для киноакадемии.

Для Рюсукэ Хамагути появление на «Оскаре», наоборот, только закрепляет его звездный статус – за минувший год японец отметился «Серебряным медведем» в Берлине и «Золотой веткой» за лучший сценарий в Каннах. В основу его новой работы положена новелла Харуки Мураками о театральном режиссере, который переживает смерть жены и берется за постановку чеховского «Дяди Вани». Чем глубже герой вникает в пьесу, тем больше понимает прошлое. Эта лента имеет все шансы забрать статуэтку за «Лучший фильм», даже несмотря на японский язык.

Вспомните 2020 год – корейских «Паразитов» никто не рассматривал в качестве победителей (может быть, только в категории иностранных фильмов), а они внезапно сорвали куш. Японский шедевр вполне может оказаться таким же сюрпризом – медитативное погружение внутрь себя, четыре языка на экране (корейский, японский, китайский и язык жестов) и любимый западными интеллектуалами Чехов. По крайней мере, «Сядь за руль моей машины» точно обойдет дежурные для кинопремии фильмы «Белфаст» (посвященный англо-ирландским столкновениям в городе Белфаст) и «Король Ричард» (блеклый байопик об отце известных теннисисток Винус и Серены Уильямс).

В актерских номинациях все проще. В мужские фавориты выбился Бенедикт Камбербэтч (его роль в «Власти пса», возможно, одна из самых ярких за всю карьеру), конкурируют с ним поющий Эндрю Гарфилд («Тик-так… БУМ!»), постаревшие Уилл Смит («Король Ричард») с Дензелом Вашингтоном («Трагедия Макбета») и фактурный Хавьер Бардем («Быть Рикардо»). За главную женскую роль сражаются Пенелопа Круз («Параллельные матери»), Николь Кидман («Быть Рикардо»), Джессика Честейн («Глаза Тэмми Фей»), Оливия Колман («Потерянная дочь») и Кристен Стюарт («Спенсер»).

Российских фильмов в этом году, увы, нет – лишь в категорию «Короткометражная анимация» затесался мультфильм Антона Дьякова «Боксбалет». С анимацией дела у нас традиционно обстоят лучше – можно вспомнить номинированных на премию «Гагарина» (1994) Алексея Харитиди, работы Александра Петрова («Русалка» 1998, «Моя любовь» 2008, «Старик и море» 2000 – за последнюю у Петрова «Оскар») и Константина Бронзита («Уборная история – любовная история» 2009, «Мы не можем жить без космоса» 2016). Драма из Северной Осетии «Разжимая кулаки», которую выдвинули от России, не прошла даже в лонг-лист иностранных фильмов. Ну не велика потеря.

В этот раз Россия представлена на Оскаре бессмертным Чеховым. Правда, в японской вариации.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ