Китайцы сорвали куш. Кратко и по делу о победителях «Оскара-2023» и одном прекрасном российском фильме

12 месяцев назад

13 марта в гигантском лос-анджелесском комплексе Dolby американская киноакадемия раздала свои золотые статуэтки. Обошлось без мордобоя и досадных неожиданностей – большинство прогнозов критиков и зрителей оказались верными.

Абсолютный чемпион по номинациям – кислотный фильм «Все везде и сразу» за авторством Дэниелов, режиссерского тандема Дэниела Шайнерта и Дэна Квана. Головокружительные приключения китайской прачки по параллельным вселенным были неоднозначно встречены публикой, но полюбились оскаровскому комитету – из 11 номинаций «ВВиС» урвал 7 призов, в том числе и «Лучший фильм». В двух с лишним часовой лонг-дринк Дэниелы впихнули кучу бестолковых непотребств и самые острые ингредиенты вроде национальных меньшинств, ЛГБТ, семейных ценностей и самопринятия. Как выяснилось, это очень даже удачная попытка понравиться всем везде и сразу, пускай она и выглядит как эпилептический припадок на сеансе у психотерапевта. Помимо главного приза, награду получили Мишель Йео («Лучшая актриса»), Ке Хюи Кван («Лучший актер второго плана») и Джейми Ли Кёртис («Лучшая актриса второго плана»). Дэниелам вручили «Оскар» в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший оригинальный сценарий», а Пола Роджерса отметили за лучший монтаж.

На хвосте у чемпиона висит новая экранизация Ремарка от Netflix – «На западном фронте без перемен» Эдварда Бергера. Из 9 номинаций картина отметилась в 4 – «Лучший фильм на иностранном языке» (Германия), «Лучшая музыка к фильму» (композитор Фолькер Бертельман), «Лучшая операторская работа» (за камерой Джеймс Френд) и «Лучшая работа художника» (Кристиан М. Гольдбек, Эрнестин Хиппер). Без того затертый до дыр сентиментальный роман превращен Бергером в несуразную стрелялку – награды ей вручили, видимо, потому, что это первая и достаточно актуальная немецкая экранизация самой популярной антивоенной книжки. Иначе трудно объяснить, как посредственный, но размашистый «Западный фронт» обошел традиционный для иностранной номинации пресный арт-хаус.

Лучшим документальным фильмом признали «Навального*» Дэниэла Роэра – смазливую публицистику о событиях последних двух лет, произошедших с хорошо известным политиком. Алексей Навальный* беседует с журналистом Христо Грозевым, параллельно монтируются сюжеты об отравлении, о звонке убийце, прибытии домой и 9 годах строгого режима. Безвкусный полуфабрикат для ничего не знающих о России американцев позволил Роэру и Юлии Навальной, жене политика, двинуть патетичный спич, где затронули и Украину, и демократию, и свободу, и любовь. Это забавно – у нас такие фильмы оседают где-то на НТВ или РЕН-ТВ, а здесь стали целым событием.

Юлия Навальная говорит на церемонии «Оскар-2023» по поводу фильма «Навальный» (Фото: Reuters)

Мексиканский сказочник Гильермо дель Торо снял своего «Пиноккио», где перевел классическую историю о деревянном мальчике в политическую плоскость – на этот раз живая кукла выражает протест Муссолини и с вечной улыбкой на лице познает ужас смерти. Красивую, но перенасыщенную тяжеловесными темами анимацию признали лучшей в 2023 году.

«Лучшую мужскую роль» отвоевал себе знаменитый борец с мумиями Брендан Фрейзер, сыграв трехсоткилограммового гея и профессора филологии в драме «Кит» Даррена Аронофски. Откровенно манипулятивная и графоманская картина с сомнительными отсылками к «Моби Дику» явилась возрождением актерской карьеры Фрейзера, который как-то незаметно пропал с больших экранов. Ожидаемо, что награда за искусственный жир и компьютерную графику тоже отошла «Киту».

Гигантские аттракционы наградили по одному разу. Захватывающий авиационный боевик Джозефа Косински «Топ Ган: Мэверик» взял приз в номинации «Лучший звук». Эскапистское убежище Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды» получил «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, а продолжение супергеройского комикса про негров «Чёрная пантера: Ваканда навеки» премировали за лучшие костюмы.

Награда за лучшую песню досталась самому жизнеутверждающему, напряженному и смешному фильму «Оскара-2023» – «RRR: Рядом ревёт революция». Колоритный блокбастер из Индии со вкусом карри, поразительно свежий и увлекательный. Наверное, глаз замылился от голливудских штампов, которые спокойно обосновались уже во всех кинематографиях мира, и когда видишь штампы масала-фильма (жанр индийского кино), реагируешь на них по-другому. А может, все дело в былинной интонации, редко встречающейся в кино.

Мимо кассы пролетел Стивен Спилберг с «Фабельманами» – киноманской, интимной и немного занудной ленты, где американский мэтр признается в любви к родителям. Не зацепил академиков претенциозный «Тар» Тодда Филда – режиссер избрал в качестве главной темы культуру отмены и задолжал тем самым зрителям величие. Без наград остался полюбившийся многим «Банши Инишерина» Мартина МакДоны – довольно слабый и неостроумный фильм ирландского театрала о тяжестях бытия. Надутый байопик База Лурмана «Элвис», плоскую классовую сатиру Рубена Эстлунда «Треугольник печали», унылую, посыпанную сахарной пудрой феминистскую драму Сары Полли «Говорят женщины» обсуждать и вовсе не хочется.

Несмотря на то что Россия приняла решение не выдвигать фильм на американскую премию, каким-то образом в номинацию «Лучший короткометражный документальный фильм» попала якутская жемчужина Максима и Евгении Арбугаевых «Выход». Гипнотическая картина о биологе, наблюдающем за выходом моржей из Чукотского моря на сушу. Ничего лишнего, только мистика, рождающаяся из пугающих пространств Крайнего Севера. Моржи давят друг друга и о чем-то пронзительно ревут, маленький человек фиксирует свои слова на диктофон, снег смешивается с песком, Великий Ветер перегоняет Роковое Время.

И хоть короткий метр из Якутии ничего не получил и остался практически незамеченным, кажется, именно здесь спряталось настоящее кино.

*признан экстремистом и террористом 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ