Поиск еврейских корней в своей истории
В каждом человеке живет стремление узнать больше о своих истоках. Это желание нередко толкает нас на путь исследования, открывая новые горизонты и позволяя…
С марта 2024 года в России идет обсуждение идеи депутата Госдумы Сергея Колунова, который предложил добавить в школьный курс музыки песни российских современных исполнителей, в их числе, например, Shaman (Ярослав Дронов) и Олег Газманов. Как утверждает депутат, изучение патриотических хитов в школах привьет детям любовь к родной стране. «Ваши Новости» узнали, что думает на этот счет директор Елизаветинской Гимназии Наталья Владимировна Царёва.
«ВН»: – Наталья Владимировна, Елизаветинская гимназия – учебное заведение, сочетающее современность с лучшими традициями русской классической школы. Вы как ее руководитель поддерживаете включение этих певцов в школьную программу?
– Смешно даже, предложение смешное. Ни в коем случае. Я считаю, это шутка, может быть?
«ВН»: – Нет, это депутат Госдумы предлагает на самом деле.
– Ну это что-то очень странное. Во-первых, что в голову взбредет, то и предлагают. И всё, вводите в школьную программу. А дети должны треснуть. Это сейчас о других серьезных предложениях. А здесь, ну простите, причем здесь Шаман? Ну для того, чтобы вообще быть православным, патриотом (таким, каким он себя объявляет), надо хотя бы «кличку» поменять.
Шаман – это что за псевдоним, который никак не укладывается ни в какие рамки, ни для русского человека, ни для православного? Включать его в программу школьную для изучения на уроках музыки или где-то там – ну это абсурд, абсурд.
Воспитывать детей нужно на классике, на высоких каких-то произведениях, а это всё равно попса. Попса, которая претендует на очень многое.
Да, он симпатичный парень. Талантливый, да. Конечно, ничего не скажешь. Хорошо в струю попал. Но не более того.
«ВН»: – Ну вот у Олега Газманова все-таки есть более, скажем так, близкие к советской эстраде песни. Москва, звонят колокола.
– Ну и что? Причем здесь школьная программа?
А сколько у нас есть военных песен расчудесных? Гораздо лучше, гораздо талантливее. А почему Окуджаву тогда не включают? Или еще кого-то? Давайте лучше «Песни военных лет» послушаем с детьми. Сделаем программу, посвященную Победе. Прекрасные стихи, композиции какие-то. Ну а что это? Нет, это абсурд. На мой взгляд, это абсурд.
«ВН»: – А есть ли сегодня вообще какие-то хорошие, достойные примеры эстрадной музыки?
– Наверное, есть. Но вот это нельзя. Это два имени, которые совершенно, мне кажется, никак для школьной программы не подходят. Дети и так это слышат. Много чего есть в мире, но нельзя всё включить в школьную программу.
Они и так это слышат, знают, что есть такой Шаман. Почему «Шаман»? Непонятно.
«ВН»: – Как правильно прививать патриотизм?
– Если это песни военных лет, мы должны смотреть культуру, которая с этим связана. Что мы будем знать о войне, если мы не знаем нашей культуры, если мы не знаем песен из фильмов о войне? Мы должны это смотреть и видеть, читать эту литературу, слушать эти песни.
Если мы что-то эмоционально переживаем, только тогда мы понимаем это. А просто «была война, началась тогда-то, закончилась тогда-то, прошли такие-то бои» – это ничего не дает ребенку. Абсолютно ничего.
Я училась сама в советской школе, я прекрасно понимаю и очень хорошо помню это всё, как мы это изучали. Вот они мне в сердце вошли, все эти песни.
Я их люблю до сих пор. Я, конечно, училась уже давно, и все это было живо, и эти участники Великой Отечественной войны были еще рядом с нами, ходили с орденами, это понятно. И отец мой воевал, был многажды награжден, и было много рассказов, и всё это было живо и очень трепетно воспринималось. Очень больно мне, что это уходит и забывается всё.
А вдруг вот большое место занимает современность. Почему?
Да, можно коснуться современного. Но просто сказать об этом, что это есть и все. А зачем вводить в школьную программу – непонятно.
«ВН»: – Мы поспешили отказаться от огромного наследия? От Высоцкого, от Клавдии Шульженко, от десятков наших великих поэтов, певцов. А ведь в их песнях про Советский Союз, на самом деле, поется мало. Они всевременные и общечеловеческие.
– И при этом они все связаны с историей нашей Родины, нашего Отечества, конечно. Конечно. Это наши отцы, наши деды, это их жизнь. Конечно, поспешили. Но я думаю, что это временно, это опять придет, это вернется. Вернется эта классика. Она необходима, без этого жить нельзя. Ну какое же у нас будущее, если у нас нет прошлого?
«ВН»: – И не каждой великой культуре вообще так повезло, иметь такое наследие.
– Конечно, я того же мнения. Колоссальное просто наследие, это надо знать. Надо знать, какие эпохи были, как это проходило, как отражалось в культуре, в том числе в песне эстрадной. И в живописи, и в литературе, и в поэзии, и в музыке.