«Включать его в школьную программу – это абсурд», – директор Елизаветинской гимназии Наталья Царёва

3 месяца назад

С марта 2024 года в России идет обсуждение идеи депутата Госдумы Сергея Колунова, который предложил добавить в школьный курс музыки песни российских современных исполнителей, в их числе, например, Shaman (Ярослав Дронов) и Олег Газманов. Как утверждает депутат, изучение патриотических хитов в школах привьет детям любовь к родной стране. «Ваши Новости» узнали, что думает на этот счет директор Елизаветинской Гимназии Наталья Владимировна Царёва.

Россия. Свердловская область. Екатеринбург. Певец Ярослав Дронов (SHAMAN) на концерте/ Илья Московец/URA.RU/ТАСС

«ВН»: – Наталья Владимировна, Елизаветинская гимназия – учебное заведение, сочетающее современность с лучшими традициями русской классической школы. Вы как ее руководитель поддерживаете включение этих певцов в школьную программу?

– Смешно даже, предложение смешное. Ни в коем случае. Я считаю, это шутка, может быть?

«ВН»: – Нет, это депутат Госдумы предлагает на самом деле.

– Ну это что-то очень странное. Во-первых, что в голову взбредет, то и предлагают. И всё, вводите в школьную программу. А дети должны треснуть. Это сейчас о других серьезных предложениях. А здесь, ну простите, причем здесь Шаман? Ну для того, чтобы вообще быть православным, патриотом (таким, каким он себя объявляет), надо хотя бы «кличку» поменять.

Shaman / Википедия

Шаман – это что за псевдоним, который никак не укладывается ни в какие рамки, ни для русского человека, ни для православного? Включать его в программу школьную для изучения на уроках музыки или где-то там – ну это абсурд, абсурд. 

Воспитывать детей нужно на классике, на высоких каких-то произведениях, а это всё равно попса. Попса, которая претендует на очень многое.

Да, он симпатичный парень. Талантливый, да. Конечно, ничего не скажешь. Хорошо в струю попал. Но не более того.

«ВН»: – Ну вот у Олега Газманова все-таки есть более, скажем так, близкие к советской эстраде песни. Москва, звонят колокола. 

– Ну и что? Причем здесь школьная программа?

Россия. Москва. 31 июля. 2015. Певец Олег Газманов выступает на торжественном вечере, посвященном 85-летию Воздушно-десантных войск РФ в Государственном Кремлевском Дворце. Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

А сколько у нас есть военных песен расчудесных? Гораздо лучше, гораздо талантливее. А почему Окуджаву тогда не включают? Или еще кого-то? Давайте лучше «Песни военных лет» послушаем с детьми. Сделаем программу, посвященную Победе. Прекрасные стихи, композиции какие-то. Ну а что это? Нет, это абсурд. На мой взгляд, это абсурд.

«ВН»: – А есть ли сегодня вообще какие-то хорошие, достойные примеры эстрадной музыки?

– Наверное, есть. Но вот это нельзя. Это два имени, которые совершенно, мне кажется, никак для школьной программы не подходят. Дети и так это слышат. Много чего есть в мире, но нельзя всё включить в школьную программу. 

Они и так это слышат, знают, что есть такой Шаман. Почему «Шаман»? Непонятно.

СССР. Москва. Поэт Булат Окуджава. Фото Анвар Галеев/ИТАР-ТАСС

«ВН»: – Как правильно прививать патриотизм?

– Если это песни военных лет, мы должны смотреть культуру, которая с этим связана. Что мы будем знать о войне, если мы не знаем нашей культуры, если мы не знаем песен из фильмов о войне? Мы должны это смотреть и видеть, читать эту литературу, слушать эти песни. 

Если мы что-то эмоционально переживаем, только тогда мы понимаем это. А просто «была война, началась тогда-то, закончилась тогда-то, прошли такие-то бои» – это ничего не дает ребенку. Абсолютно ничего. 

Я училась сама в советской школе, я прекрасно понимаю и очень хорошо помню это всё, как мы это изучали. Вот они мне в сердце вошли, все эти песни.

Выступление Клавдии Шульженко перед бойцами. Ленинградский фронт, 1941 год / Википедия

Я их люблю до сих пор. Я, конечно, училась уже давно, и все это было живо, и эти участники Великой Отечественной войны были еще рядом с нами, ходили с орденами, это понятно. И отец мой воевал, был многажды награжден, и было много рассказов, и всё это было живо и очень трепетно воспринималось. Очень больно мне, что это уходит и забывается всё. 

А вдруг вот большое место занимает современность. Почему?

Да, можно коснуться современного. Но просто сказать об этом, что это есть и все. А зачем вводить в школьную программу – непонятно.

Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Место встречи изменить нельзя» в 1978 году / Википедия

«ВН»: – Мы поспешили отказаться от огромного наследия? От Высоцкого, от Клавдии Шульженко, от десятков наших великих поэтов, певцов. А ведь в их песнях про Советский Союз, на самом деле, поется мало. Они всевременные и общечеловеческие.

– И при этом они все связаны с историей нашей Родины, нашего Отечества, конечно. Конечно. Это наши отцы, наши деды, это их жизнь. Конечно, поспешили. Но я думаю, что это временно, это опять придет, это вернется. Вернется эта классика. Она необходима, без этого жить нельзя. Ну какое же у нас будущее, если у нас нет прошлого?

«ВН»: – И не каждой великой культуре вообще так повезло, иметь такое наследие. 

– Конечно, я того же мнения. Колоссальное просто наследие, это надо знать. Надо знать, какие эпохи были, как это проходило, как отражалось в культуре, в том числе в песне эстрадной. И в живописи, и в литературе, и в поэзии, и в музыке.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ