Фактор кризиса: почему гражданскую войну в США рано списывать со счетов

2 недели назад

Вопрос с тем, удастся ли новоизбранному президенту США Дональду Трампу завершить российско-украинский конфликт (даже если не брать в расчёт его громкие обещания касательно временных сроков – за сутки, причем ещё до своей инаугурации), остаётся открытым. Время, как говорится, покажет. Но что можно сказать уже сегодня, так это то, что одну войну ему уже удалось даже не остановить, а предотвратить. Правда, гражданскую. В США. Вероятность которой хоть и была незначительной, но все же была: не зря же действующий американский президент Джо Байден (а он не то чтобы любитель бросать слова на ветер: сказал, что если Россия вторгнется на Украину, то с «Северными потоками» может попрощаться – и попрощалась с тремя из четырех трубопроводов) в начале августа в интервью телеканалу CBS выразил сомнения в мирной передаче власти в случае проигрыша Трампа (тот, не будем забывать, не исключил «кровавой бани», если он проиграет, хотя после и уточнил, что использовал данное словосочетание к тому состоянию, в котором окажется американский автопром, но вряд ли в данном случае стоит обращать внимание на это последующее уточнение: Трамп говорил то, что и имел в виду).

Тем более что инцидент с попыткой захвата Капитолия в начале 21-го явно свидетельствует в пользу того, что такой вариант нельзя списывать со счетов. Что подтверждалось и социологией: накануне выборов Time опубликовала результаты собственного опроса, согласно которому чуть более четверти американцев (27%) допускают начало гражданской войны, причем 12% опрошенных отметили, что лично знают человека, который мог бы выйти с оружием, если бы вскрылось, что Трамп проиграл в результате манипуляций и фальсификаций, и 5% респондентов заявили о том же самом, если бы это произошло с Харрис. По словам историка американской гражданской войны 1861–1865 годов Барбары Уолтер, сравнившей предвыборные реалии с контрольным списком факторов, могущих привести к вооруженному противостоянию между республиканцами и демократами, «Соединенные Штаты… вступили на очень опасную территорию».

Но значит ли, что с победой Трампа пожар гражданской войны ну или протестного движения уже не вспыхнет?

В случае сколько бы то ни было системного политика с чуть ли не со 100%-й вероятностью можно было бы утверждать, что – да, опасность миновала. Но Трамп – это совершенно особый случай. «Системный разрушитель» – как назвал его в своей статье с впечатляющим (особенно по степени своей алармичности) заголовком «Конец Запада» журналист Der Spiegel Дирк Курбьювейт (и подтверждений этому по первому сроку трамповского президентства немало: это и почти удавшаяся попытка выхода из Парижского соглашения по климату, и выход из ЮНЕСКО, из ядерной сделки с Ираном и проч.; если смотреть по последним шагам Трампа, то, разумеется, в глаза бросаются его выдвижения на ключевые посты, которые вызывают немало вопросов: «Трамп показывает средний палец истеблишменту» – так, в частности, немецкий Der Spiegel отреагировал (скрупулёзно обобщив всю имеющуюся информацию, включая реакции чиновников) на «номинирование» конгрессмена Мэтта Гетца на пост генпрокурора (впоследствии тот всё-таки отозвал свою кандидатуру) и Тулси Габбард на должность главы американской разведки).

Трамп – это фактор кризиса. В том смысле, что векторы его политики не то чтобы расходятся с утвердившимися на Западе лево-либеральными трендами, но диаметрально им противоположны: они идут встык. В качестве ярких примеров можно указать на выдвижение Роберта Кеннеди-младшего, известного своей жёсткой позицией против вакцинации во время пандемии (сигнал глобалистам под предводительством Клауса Шваба), и нефтяника Криса Райта, отрицающего существование климатического кризиса (сигнал леволибералам, вынашивающим замысел о новой Европе, которая бы получала ренту в виде углеродного налога с развивающихся стран, которым было бы не под силу перестроить свою энергетику с нефти, газа и угля на возобновляемые источники энергии).

Но, конечно, эта тенденция стыка более всего видна по украинскому кейсу: стоило Трампу победить, как началась новая (и при том довольно мощная) волна эскалации, грозящая перейти в настоящее цунами (на этом фоне разговоры о введении на Украину иностранного контингента уже не выглядят пиар-акцией президента Пятой республики).

И, как ни странно, подобным образом может произойти и по внутриполитическому треку: как сообщает Newsweek, ссылаясь на консервативного комментатора Тома Фиттона, чуть ли не в первый день после своей инаугурации Трамп может ввести чрезвычайное положение в США, чтобы, задействуя Национальную гвардию и правительственные войска, осуществить масштабнейшую операцию по задержанию и депортации нелегальных мигрантов, прежде всего – из Латинской Америки (не будем забывать, что в первый свой срок он уже пытался возвести стену на границе с Мексикой). Более того: сам избранный президент подтвердил это сообщение (впрочем, ничего неожиданного здесь нет; ещё во время своей предвыборной кампании Трамп говорил: «В первый же день я запущу самую масштабную программу депортации преступников в истории Америки»).

С одной стороны, согласно свежему опросу Yougov, который приводит CBS, большинство американцев (57% против 43%) поддерживают план президента Трампа по депортации всех нелегальных мигрантов. И тут вроде бы новоизбранный президент более-менее укладывается в тренд. Но с другой – надо держать в голове, что одним из факторов победы Трампа стали латиноамериканцы. По данным Der Spiegel, за республиканца проголосовало 45% латиноамериканцев с паспортом США (против 25% за Харрис), что на 13% больше, чем в 2020 году.

И вот тут кроется интрига: как эти латиноамериканцы, получившие паспорт США, отреагируют на то, что их сородичей будут отлавливать, как преступников, и отправлять назад домой, где для них нет никаких перспектив? Иначе – не обернется ли такой фортель массовыми протестами с переходом в вооруженные столкновения и, может быть, даже в гражданскую войну?

Тут самое время вспомнить, что демократам на прошлых выборах ощутимо подсобили два события: пандемия (и не очень результативные действия Трампа по борьбе с оной) и прокатившийся по Америке протест BLM (не исключено, что инспирированный самими демократами). Да, пандемии нынче нет, но социально-политическая констелляция для демократического лагеря значительно хуже, чем тогда. Так почему ж тогда не воспользоваться известным русским «можем повторить»? Что если попробовать реализовать «фактор BLM», но уже не на основе афроамериканцев, а латиноамериканцев? Кто сказал, что этот фактор не может стать инструментарием свержения (протесты, если стартуют, то, надо полагать, уже после инаугурации)? Если смотреть на решимость демократов (разрешение бить «дальнобоем» по территории России, добро МУС на выдачу ордера на арест премьера Израиля Биньямина Нетаньяху и проч.), то вполне можно предположить, что они пойдут и на это. И в самом деле: почему бы им не воспользоваться ситуацией, учитывая, что время на подготовку наличествует (так, губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом спустя три дня после выборов уже заявил, что его штат «готов к борьбе» против Трампа, правда, он имел в виду правовую борьбу, но в данном случае от неё до вооруженной – один шаг)? По крайней мере, Трамп так вполне бы мог поступить.

Так что власть республиканца (которую он ещё не получил, кстати) уже в опасности?

Ну далекоидущих выводов и предположений явно делать не стоит. Вряд ли «латиноамериканский BLM» (если, конечно, демократы решатся на такую авантюру) приведет к гражданской войне (шансов на то, что к отставке Трампа – и того меньше), но серьезно дестабилизирует внутриполитическую ситуацию: массовые протесты сразу после инаугурации – не слишком хорошее начало для четырехлетнего правления (все намеки Трампа на то, что можно переделать конституцию, чтоб открыть возможность для третьего срока, лучше вынести за скобки – как нечто из области фантастики).

К тому же на данный момент непонятно, чем закончится история с его планом по урегулированию конфликта на Украине (и это ещё один фактор раскола общества: по результатам опроса YouGov, против помощи Украине заявили 51% респондентов, за – 49%). На сегодняшний день оппозиция выстраивается довольно мощная: если к Великобритании и Франции присоединится Германия (в случае победы Фридриха Мерца, который грозился отправить Незалежной дальнобойные ракеты Taurus), то это крайне усложнит конъюнктуру, передвинув мирные переговоры на неопределенный срок. Плюс ещё вопрос, пойдет ли на его предложения Владимир Путин (очевидно, что Трамп не станет действовать из альтруистических соображений, сделав так, чтоб все гешефты достались только ему, что вряд ли понравится его российскому коллеге).

То есть демократы (при поддержке глобальных элит) могут устроить Трампу ловушку, провалив его на старте по одним из главных пунктов его предвыборной программы. В результате этой неразберихи могут открыться новые «окна возможностей», чтобы буквально утопить нового президента в болоте неразрешимых проблем, заставив держаться в неких рамках, выгодных леволибералам (например, эскалация украинского конфликта и отказ Кремля от предложенного плана может вынудить Трампа не только продолжить поддержку Киева на том же уровне, что был при Байдене, но даже ее усилить, тем более что всегда можно сыграть на личных качествах республиканца, который не отличается выдержкой и холодным рассудком).

Но, как бы то ни было, все будет происходить через кризис. Точнее, через череду кризисов (вполне можно допустить и всплеск активности со стороны сторонников борьбы с изменениями климата и гендерного равенства и так далее). Те противоречия, что были накоплены за десятилетия при Трампе, будут обострены до предела. И думается, защита прав национальных меньшинств (депортацию нелегалов очень легко подать как расовую дискриминацию, в особенности беря во внимание, что миндальничать с ними Трамп явно не собирается – все будет происходить довольно жёстко: власти своенравного Техаса, отметившегося в период президентства Байдена актом неподчинения федеральному центру, уже объявили, что готовы предоставить Трампу 566 гектаров земли вдоль границы США и Мексики для строительства центров содержания под стражей для нелегальных мигрантов), если Трамп и в самом деле поступит к этому начинанию, будет первым, что отработают демократы и леволибералы. Аккурат по их повестке. После Украины, конечно. О которую (то есть мирный процесс на Украине) Трамп может обломать зубы. Причем основательно. Но эскалация будет достигнута. Как и по другим трекам. Что, собственно, и является той задачей, что стоит перед Трампом.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ