Украинцы хотят мирных переговоров. Даже с потерей территорий
Такие социологические данные приводит американская компания Gallup
Вопрос, почему Байден именно сейчас дал добро Киеву на использование американских ATACMS по территории России, даже не стоит. Все довольно прозрачно: Вашингтон вызывает огонь на Украину (очевидно, что эскалация не затронет США, по крайней мере, напрямую), чтобы максимально усложнить Трампу реализацию его мирного плана (которая, реализация то есть, ещё может упереться в позицию Путина, хотя, как пишет Reuters со ссылкой на источники, последний допускает возможность завершения конфликта по линии фронта с закреплением за Незалежной внеблокового статуса, что, если верить зарубежной прессе, в общих чертах соотносится с мирным планом республиканца). А в идеале – сорвать.
И, думается, при таком сценарии (если он действительно есть) хорошим вариантом реакции Кремля послужил бы ядерный ответ по территории Украины (тут, с одной стороны, и прямая угроза странам Североатлантического альянса (воздушные потоки могут преподнести Европе немало сюрпризов), с другой – такой ход может существенно осложнить отношения России со странами Глобального Юга, выступающими категорично против любого использования ядерного, в том числе и тактического, оружия, что сделает мировую геополитическую конъюнктуру крайне неустойчивой). Более того: не исключено, что именно с расчетом на это (ведь об изменениях в российской ядерной доктрине было известно уже не первый день, несмотря на то, что утверждена она была Путиным аккурат перед ударом ATACMS по Брянской области) Байден и дал сие разрешение.
И в этом смысле сложно не согласиться с конгрессменом-трампистом Томасом Месси, который назвал американского президента «лишённой воли марионеткой глубинного государства». Правда, лишь отчасти. Тут действительно видится рука глубинного государства (не будем забывать, что политика Байдена, а точнее его администрации, все почти уже три года российско-украинского конфликта и характеризовалась попытками усидеть на двух стульях: с одной стороны, не дать России победить, а с другой – снизить до минимума риск эскалации и втягивания Запада в конфликт напрямую). Однако обвинять Байдена в абсолютной марионеточности – все же перебор: во-первых, тут интересы закулисной «партии войны» бьются с чаяниями самих демократов (которые, по сути, представляют леволиберальные элиты), наверняка, несмотря на оглушительное поражение на президентских выборах (они, кстати говоря, проиграли и выборы в Сенат, в котором ныне республиканцы получили большинство в добавление к тому, что они контролируют и Палату представителей), жаждущих реванша. А во-вторых, Байден не отходит от своего стратегического метода «маленьких шагов», строгого дозирования давления, что в значительной мере снижает градус его решений (надо полагать, именно поэтому из публикации Le Figaro оперативно исчез пассаж о том, что Лондон и Париж разрешили Украине глубоко поразить российскую территорию своими ракетами SCALP/Storm Shadow, видимо, приберегая на потом.
То есть смотря по реакции Кремля и одновременно как бы балансируя между давлением глубинного государства, желанием демократов вернуть власть (провалив Трампа) и, собственно, национальными интересами США. И не исключено, что с финальным планом действий в Белом доме ещё даже не определились (о чем говорит хотя бы то обстоятельство, что американские власти ещё ни разу официально не подтвердили, что такое разрешение дано). Возможно, именно с этим и связан весь туман вокруг этой истории: например, сначала в американских СМИ появилась информация, что согласие дано только на удары ракетами дальнобойностью до 80 км и только по территории Курской области (и то: якобы из-за присутствия там северокорейского контингента), а потом верховный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель просветил общественность, что на самом деле Киев получил согласие на атаки дальнобоем радиусом до 300 км и, как показал инцидент с Брянской областью, Курской это разрешение не ограничивается.
Но очевидно одно: на этом все не закончится. Кремль будут дожимать (и уже дожимают). Так, после удара по Брянской области и сообщения Борреля о том, что Вашингтон разрешил Украине использовать ракеты дальностью до 300 км, не приведших к нужной реакции Кремля (по информации АР, в США пока не видят каких-то телодвижений в сторону того, что РФ готова применить ядерное оружие), Байден согласовал поставку Незалежной, как пишет Washington Post со ссылкой на источники, запрещённых конвенциями противопехотных мин. А после вроде бы как уступил и британцам («Высокопоставленные правительственные источники намекнули, что прежние возражения против использования Storm Shadow со стороны американцев теперь сняты», – сообщает The Times, а спустя несколько часов Bloomberg, Reuters и Telegraph оповестили, что Незалежная уже нанесла удар британскими Storm Shadow по Курской области). Теперь, видимо, дело за французскими SCALP. Для полного комплекта.
И если сии снаряды массово полетят в сторону России (их запас, конечно, серьезно ограничен, но на одну-две хороших атаки, по всей видимости, хватит), то Кремлю не останется ничего, кроме очень серьезного ответа. И не исключено, что ответ этот будет ядерный (по Украине). После чего о мирных переговорах придется забыть на какое-то время (за которое, понятное дело, может утечь ещё много воды). Даже Трампу (американский президент – это далеко не монарх). Впрочем, ещё остаётся расклад, при котором Кремль всё-таки дотянет до его инаугурации, не соблазнившись тем окном (очень, будем честными, похожим на ловушку), которое заманчиво открыто до 20 января. Сомнительно, конечно, но все же и такой вариант, учитывая ту динамику, с которой Запад оставляет за спиной кремлевские «красные линии», исключать нельзя. Но в любом случае можно констатировать, что на данный момент ситуация ближе если и не к третьей мировой, то к значительной эскалации, то есть к переходу на ее качественно новый виток, как, пожалуй, никогда. По крайней мере, с начала украинского конфликта.