Уже в начале следующего года Москва и Киев сядут за стол переговоров?

4 недели назад

На днях грузинский премьер Ираклий Кобахидзе сделал довольно громкое заявление о перспективах мирного урегулирования российско-украинского конфликта. По его прогнозу, «очень скоро война на Украине закончится, и будут созданы все условия для восстановления отношений Грузии как с ЕС, так и с США». А до этого премьер Словакии Роберт Фицо поделился весьма красноречивыми наблюдениями: «Вы когда-нибудь видели человека, который боится, что война закончится? Так я его видел, и зовут его Владимир Зеленский. Президент Зеленский шокирован тем, что Трамп победил и что помощь со стороны Соединенных Штатов может быть прекращена», – цитирует Фицо словацкое издание TASR.

Д. Трамп и В. Путин. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Тут, конечно, можно возразить, что сии намеки не принадлежат тем политикам, которые так или иначе выражают мнение Запада, а оттого – выдают желаемое за действительное.

Но тут надо иметь в виду, что ещё до заявления Кобахидзе в подобном духе высказался премьер Польши (страны, совсем недружественно настроенной по отношению к РФ, где, по словам бывшего премьера Матеуша Моравецкого, русофобия стала мейнстримом) Дональд Туск, предположивший, что уже в ближайшее время могут появиться некие декларации в рамках «плана Трампа» о прекращении огня, границах, а также гарантиях безопасности, которые получит Украина, и президент (тоже не очень дружественной по отношению к РФ) Финляндии Александр Стубб, отметивший, что «мы в Европе и во всем мире должны понимать, что Дональд Трамп очень серьезно настроен заключить мирное соглашение как можно скорее. Есть окно возможностей для этих переговоров между выборами и днем инаугурации».

Так что получается едва ли не полный консенсус, который подтверждается и действиями самого Трампа, планирующего расставить на все ключевые посты в новом правительстве США людей, мягко говоря, не очень позитивно относящихся к Украине и выступающих за скорейшее урегулирование конфликта с решением территориального вопроса в пользу России – строго в соответствии с формулой республиканского стратега Брайана Ланзы: «Если президент Зеленский сядет за стол переговоров и скажет: «Ну у нас может быть мир, только если у нас будет Крым», – он покажет нам, что он несерьезен» (в частности, пост госсекретаря займет сенатор Марко Рубио, выступавший против помощи Украине (в апреле при утверждении нового пакета он голосовал против), а советника президента по нацбезопасности – Майк Уолтц, которого Reuters определяет как сторонника антикитайского курса, ставящего в приоритет укрепление американской армии в преддверии возможного конфликта с Поднебесной).

Поэтому не исключено, что уже в начале следующего года Москва и Киев сядут за стол переговоров (по словам пресс-секретаря нового президента США Каролин Ливитт, сразу же после инаугурации Трамп сможет «вести переговоры о мирном соглашении между Россией и Украиной», что «включает в себя, в первый же день, усаживание Украины и России за стол переговоров, чтобы положить конец этой войне» (хотя Трамп и грозился положить конец конфликту ещё до своей инаугурации)). На это также указывают и усилия РФ по освобождению Курской области от ВСУ, где, по информации The Washington Post, Россия собрала 50-тысячную группировку, в которую, кстати говоря, входят и солдаты КНДР (The Telegraph прямо пишет, что Путин якобы приказал вернуть Курскую область под российский контроль до 20 января, когда Трамп официально станет хозяином Белого дома, так как согласно его предполагаемому плану новая граница будет проложена по линии фронта).

Однако несмотря на все сигналы, вероятность того, что все пройдет как по маслу, далека от стремления к 100 процентам. В лучшем случае она, эта вероятность, заходит за отметку в 50 процентов.

Почему?

Ну на это есть две причины, точнее, два комплекса причин.

Первый – со стороны Европы, ибо там прекрасно понимают, что новый курс США им ничем хорошим не грозит (это и 20-процентные пошлины на европейский экспорт в США, и проблемы с финансированием американцами НАТО и вообще их будущим вкладом в обороноспособность Европы и проч.), поэтому они будут держаться за Украину как за некую точку консолидации Европы, по крайней мере, на официальном уровне (так, нынешний генсек НАТО Марк Рютте уже заявил, что «мы должны подтвердить свою приверженность продолжению войны, и мы должны сделать больше, чем просто удерживать Украину в бою»). Тут не надо забывать и про британский интерес, заключающийся в дальнейшем продолжении конфликта, все более и более увеличивающим влияние Лондона на Брюссель (как-никак, а Польша в качестве последнего форпоста, можно сказать, находится под британским протекторатом). Британцы уже дважды срывали мирные переговоры (в Стамбуле и в Дохе), поэтому вряд ли стоит зарекаться, что это им не удастся и в третий раз (в частности, британский премьер Кир Стармер и французский президент Эммануэль Макрон уже вовсю ломают голову, как убедить Джо Байдена дать добро Украине на удары дальнобойными снарядами вглубь территории РФ). Поэтому Европу как оппонентку Трампу не стоит списывать со счетов.

Второй – уже со стороны РФ. Это только кажется, что «план Трампа» полностью соответствует чаяниям Кремля. На самом деле это немного не так. Во-первых, до инаугурации Трампа, а следовательно, до официальных объявлений о начале его, плана, реализации, войска РФ могут не успеть освободить Курскую область (как пишет El Pais со ссылкой на украинских военных, Киев перебросил на территорию РФ больше войск, чем сейчас находятся на юге Донбасса, причем там сосредоточены не абы какие части из отловленных военнообязанных, а элитные бригады ВСУ, в которых на регулярной основе проводят ротации. По словам американских военных, по ситуации на начало октября ВСУ могут держать оборону в Курской области в течении нескольких месяцев, а то и дольше). Во-вторых, непонятно, как будет решен вопрос с демилитаризованной зоной (допустим, если ее часть будет проходить по территории РФ, то последнюю это вряд ли устроит), членством Украины в НАТО (ходят слухи лишь о двадцатилетнем обязательном внеблоковом статусе Незалежной, но если так, то это может стать бомбой замедленного действия, на что Путин может и не пойти) и другими моментами по мирному урегулированию. В-третьих, одним из условий Трампа, очевидно, будет разрыв отношений РФ с Китаем вследствие того, что внешнеполитический взгляд Трампа направлен именно на КНР (по словам министра обороны Великобритании Джона Хили, которые приводит The Telegraph, США смещают свое внимание от Европы в сторону Индо-Тихоокеанского региона, оставляя Европу в одиночестве решать свои проблемы). Но пойдет ли Путин на такой шаг? Как минимум тут есть над чем подумать, ибо после Трампа могут опять придти демократы, воскресив, казалось бы, уже решённые противоречия, а связи с Китаем, апеллируя громкими тезисами о многополярном мире и национальных интересах, в мгновение ока не восстановишь. И, наконец, в-четвёртых, будут ли какие-то бонусы в виде, допустим, полного или частичного снятия санкций? Если Трамп потребует сворачивания отношений с Поднебесной, а западные санкции останутся в том же виде, что и прежде, то для РФ это будет подобно долгой, мучительной смерти: из этой экономической ямы (если не произойдет какого-то чуда) будет уже не выбраться. Но проблема в том, что Трамп может снять только американские санкции (но тут надо понимать, что на одной торговле с США не выедешь), а вот что касается европейских, то тут Брюссель может и упереться, что, соответственно, для России будет не очень хорошо.

Таким образом, несмотря на весь ажиотаж вокруг «плана Трампа», далеко не факт, что он будет воплощён в жизнь, а если и будет, то явно не в тот срок, который провозгласил республиканец (даже с учётом предварительной работы, проведенной до его инаугурации). Не надо забывать, что в американской политике Трамп – маргинал, и до элитного консенсуса насчёт его фигуры – как до Пекина раком, поэтому контригра против него вестись будет очень серьезная (и он это отлично понимает, что видно по номинированию на ключевые посты, где основным критерием, как видно на примерах нового главы Пентагона Пита Хагсета и нового генерального прокурора Мэтта Гетца, стала не профессиональная компетентность, а личная лояльность самому Трампу). Так что, думается, шпильками дело не обойдется, скорее, надо рассчитывать на то, что уже с первых дней президентства, а то и до, в колеса ему постараются навставлять толстенных палок, а то и брёвен. И украинский кейс станет первой битвой, в которой новый президент США столкнется с западными элитами, чье видение будущего развития Америки и Европы кардинально отличается от его собственного. И не исключено, что Трампу из этого сражения не выйти победителем. Хотя проигранная битва и не означает проигранную войну. Но в любом случае схватка будет крепкая. По всей видимости, с нехилыми толчками под мировой политической сценой, в результате которых не все игроки (как показывает пример с немецким канцлером Олафом Шольцем, который уже собрался в отставку) останутся на своих прежних позициях. Не говоря уже о ранее существующих политических балансах и конфигурациях.



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ