«Если завтра война»: кто будет союзником России в случае большого конфликта без применения ядерного оружия?

2 года назад

По итогам переговоров лидеров России и Франции, которые состоялись вчера в Москве, глава нашей страны Владимир Путин сделал несколько резонансных заявлений. Например, о том, что «никто не хочет войны, но если она случится, то победителей в ней не будет».

Владимир Путин. Фото: Sputnik / Sergey Guneev

Эта ремарка была дана в контексте возможного вступления Украины в НАТО и желания данного государства «вернуть себе» Крым, в том числе и военными способами. Если говорить точнее, то российский президент заявил следующее:

«Мы также и понимаем, что Россия – одна из ведущих ядерных держав. А по некоторым компонентам, по современности даже многих опережаем. Победителей не будет. И вы окажетесь втянутыми в этот конфликт помимо своей воли. Вы даже не успеете и глазом моргнуть, как будете исполнять пункт пятый Римского договора (Договора НАТО). Господин президент (Франции), конечно, не хочет этого развития. И я не хочу».

И в общем-то понятно, что ядерная война такого масштаба попросту «сотрёт весь мир в труху». Победителей действительно не будет. Да и проигравшие в этом мире тоже не задержатся.

Как в свое время сказал Владимир Путин на одном из заседаний Валдайского клуба, «мы как жертва агрессии, мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут».

Но если предположить, что война все же случится (чего, конечно, категорически не хотелось бы), но при этом по каким-то причинам она будет разворачиваться в «неядерном» формате, то кто и на чью сторону встанет в этом глобальном конфликте?

Основные стороны дипломатического противостояния, которое сейчас сопряжено с многочисленными и напряженными переговорами, определены. С одной стороны – это США и НАТО. С другой – Россия и… И, собственно, кто?

Поскольку сейчас в медиасфере наша страна представляется этаким «воином-одиночкой», который противостоит «коллективному Западу», то, наверное, стоит сказать о том, с кем у нашей страны настолько союзнические отношения, что за нас эти самые союзники «впишутся» в случае большой драки.

В первую очередь здесь вспоминаются страны Договора о коллективной безопасности, которые, к слову, успешно продемонстрировали свои реальные силы в начале этого года в Казахстане.

В ОДКБ, если что, помимо России, входят на текущий момент Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В самом Договоре о потенциальных военных действиях и реакции на это членов альянса говорится следующее:

«В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам-участникам в целях устранения возникшей угрозы».

Кстати, в ОДКБ некоторое время входил еще и Узбекистан, членство которого было приостановлено в 2012 году. Однако в двустороннем соглашении о стратегическом партнерстве России с этой страной также значится пункт о возможном военном сотрудничестве:

«Стороны в случае возникновения ситуации, способной негативно отразиться на обоюдных интересах безопасности или интересах безопасности одной из них, по взаимному согласию приводят в действие соответствующий механизм консультаций для согласования позиций и координации практических мер по урегулированию такой ситуации».

Но это все бывшие советские республики, с которыми у России в целом более или менее ровные отношения. А есть ли кто-то еще?

Из европейских государств сразу можно вспомнить Сербию, во второй статье Договора о стратегическом партнерстве с которой говорится следующее:

«Стратегическое партнерство предусматривает развитие масштабного сотрудничества в следующих областях:… взаимодействие министерств обороны и вооруженных сил двух стран».

Понятно, что это очень широкая формулировка, но чисто теоретически она дает основание «братушкам-сербам» куда теплее смотреть в нашу сторону, нежели в сторону Североатлантического Альянса в случае реального конфликта.

Что интересно, есть у России и двусторонние договорённости о военном взаимодействии даже со странами, которые входят в НАТО. Например, с Испанией. В тексте соответствующего договора это взаимодействие обозначено, как «сотрудничество в области обороны на основе соглашений между министерствами обороны обеих стран и сотрудничества между соответствующими Вооружёнными силами».

И это, прямо скажем, очень интересная военно-дипломатическая коллизия.

Если же несколько отойти от Европы, то внезапно как минимум дипломатическую поддержку на уровне ООН нам окажет Иран, в договоре о сотрудничестве с которым сказано:

«В случае если одна из Сторон подвергнется агрессии со стороны какого‑либо государства, другая Сторона не должна оказывать никакой военной или иной помощи агрессору, способствующей продолжению агрессии, и будет содействовать тому, чтобы возникшие разногласия были урегулированы на основе Устава Организации Объединенных Наций и норм международного права».

Похожие положения прописаны и в соглашении с Венесуэлой:

«Стороны будут активно использовать механизмы ООН и иных международных организаций для устранения угроз международному миру и безопасности, предотвращения кризисных ситуаций и региональных конфликтов, а также для достижения справедливого мирного урегулирования таких ситуаций и конфликтов».

С Вьетнамом у России тоже заключен довольно любопытный пакт о военно-стратегическом сотрудничестве, в котором использованы такие формулировки:

«Стороны будут укреплять сотрудничество в оборонной области в интересах безопасности России и Вьетнама. Это сотрудничество не направлено против третьих стран».

Вообще, если говорить о договорах стратегического сотрудничества России, где прописаны нормы типа «совместной борьбы на уровне консультаций и механизмов ООН», то их довольно много. Такие соглашения у нас есть с Бразилией, Индией, Объединенными Арабскими Эмиратами и многими другими государствами. Но понятно, что «консультации» будут последним делом в случае «большой войны».

И в этом смысле особый интерес представляет Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, в котором есть следующее положение:

«Российская Сторона поддерживает политику Китайской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Китайской Народной Республики.

Китайская Сторона поддерживает политику Российской Стороны в вопросах, касающихся защиты государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации».

И здесь, как говорится, комментарии излишни. Пожалуй, стоит только добавить, что именно военное сотрудничество РФ и КНР в последнее время все усиливается. Особенно, например, в контексте появления такого тройственного военного союза, как AUKUS, в который входят Британия, Австралия и США и который направлен на противодействие влиянию КНР в Индо-Тихоокеанском регионе.

По этому поводу Россия уже провела очень интересные совместные маневры с кораблями ВМФ КНР. И есть мнение, что дальнейшее военно-техническое взаимодействие между двумя государствами будет только расти.

Если же отойти от дипломатических протоколов, то стоит помнить, что к США, да и некоторым странам Запада у огромного количества государств по всему миру накопилась масса претензий. И в число таких недовольных входят очень многие, от Афганистана до Филиппин. Поэтому если все же случится большая война без ядерного оружия, то расклад сил по разные стороны баррикад может быть самым неожиданным. Не столько для Москвы, сколько для Вашингтона.

 



Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Сергей Гусев
Сергей Гусев
2 лет назад

Психопат. Этот Чаусов реальный психопат.

АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ