Шойгу в Тегеране показали иранские дроны, ракеты большой и средней дальности, а также системы ПВО
В Минобороны России сообщили, что в экспозиции были представлены и «трофейные БПЛА американского производства»
Накануне принятия Госдумой нового бюджета мы все чаще слышим со стороны финансово-экономического блока, что в следующем году бюджет должен вернуться к профициту. Ну а как же: ведь тратятся и будут тратиться государственные деньги, а их-де всегда не хватает, их надо беречь, копить и складывать в кубышки. И тратить как можно меньше.
На самом деле профицит бюджета говорит о том, что мы изымаем денежную массу вместо того, чтобы использовать её в экономике. Расходы бюджета – это инвестиции государства в нашу экономику. Либо во внутренний сектор, либо в развитие рынка, либо в человеческий капитал (здравоохранение и образование), либо в инфраструктуру и логистику.
Профицитный бюджет не должен быть целью, т. к. он означает недофинансирование экономики. Не надо бояться дефицитного бюджета. Надо смотреть на него не как на проблему для нашей страны, а как на показатель развития.
Необходимо осознавать, что все ресурсы и компетенции, существующие в нашей стране, если они не подкреплены деньгами, то они фактически не существуют. Они есть, но для экономики тогда отсутствуют. Основная проблема сегодня – это насыщение экономики деньгами.
В России в принципе не может быть «дефицита денег» потому, что наша страна сама их печатает. Не надо пугаться слова «эмиссия» – это нормальный экономический термин. У нас огромные, просто колоссальные резервы, которые «спят» десятилетиями, не будучи вовлеченными в экономический оборот. Причем по причине, которая кажется просто невероятной, если вдуматься – мы эмитируем просто очень мало денежных знаков.
Экономика не может развиваться, экономическое тело физически не может расти, если не растет реальная денежная масса. Именно объем эмиссии новых денег, их кредитная стоимость, а также иные условия пользования ими – все это критично определяет состояние и динамику всей экономики.
При этом у нас также нет дефицита ресурсов и компетенций. Но нам не дают их капитализировать, даже несмотря на то, что они находятся в наших руках. Финансовая система сегодня – это программное обеспечение государством социально-экономического развития страны. И трудно представить, что некий «программист» вдруг является независимым по отношению к своему работодателю. А у нас получается так, что Центральный банк по Конституции является независимым от государства. Это более чем назревшая проблема. ЦБ должен быть полностью интегрирован в общую систему государственного экономического управления. Он должен наравне со всеми другими ФОИВами отвечать за развитие и рост благосостояния.
При этом инфляция – это не когда много денег, как считает ЦБ, а когда мало товаров. Вся денежно-кредитная политика ЦБ сегодня направлена на то, чтобы достичь инфляции в 4%, как будто эта цифра имеет некое сакральное значение. Экономика – это сложный механизм, в котором множество факторов влияют друг на друга. Почему мы взяли только один фактор – инфляцию?
Мы должны ориентироваться на наши собственные интересы, возможности и цели. Мы не должны ориентироваться на чьи-либо рекомендации, которые связаны с прошлым этапом жизни государства.
Пора переходить от прогнозов к индикативному планированию. Очень бы хотелось, чтобы ЦБ стал частью политики, которая направлена на повышение благосостояния наших граждан.
Зампред ГД Александр Бабаков