Два сапога – пара, или Как отечественным обувным брендам ZENDEN и RalF Ringer не дают развиваться в России

4 месяца назад

Основатель и президент компании Zenden бизнесмен Андрей Павлов подводит для «Ваших Новостей» итоги года. Сегодня мы решили обсудить не только тенденции в российской экономике, но и успехи непосредственно обувной промышленности в России. 

Андрей Павлов. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

«ВН»: – Андрей Васильевич, до Нового года остаются считанные дни. Вот лично вам важно, во что нарядиться на праздник?

– Вопрос шуточный, но если говорить о наших традициях, одновременно и очень глубокий вопрос. Вот в дореволюционной России одежда могла сообщить о материальном достатке ее владельца. Например, на Руси сапоги носили в основном знатные князья, бояре и богатые купцы. В Российской империи их могли надеть зажиточные крестьяне и обеспеченные рабочие. Даже была такая поговорка: «Сапоги славные, дела справные». Можно предположить, что и у производителей таких сапог с делами было тоже все в порядке. 

В нынешней же России эти смыслы теряют свою актуальность и выглядят даже нелепо. Сейчас никому в голову не придет мерить дела человека по его туфлям, потому что дорогую обувь можно купить на распродаже, в рассрочку или по более низкой цене у неизвестного бренда. Также весь интернет пестрит красивым названием «реплика бренда», под которым скрывается обычный контрафакт. 

«ВН»: – Это много говорит о нашем времени вообще. 

– Да, но для отечественных производителей славных сапог настали совсем не лучшие времена. Оказывается, им уже недостаточно производить легальную и качественную обувь, входить в число лучших отечественных брендов и быть крупнейшим налогоплательщиком, чтобы спокойно развивать свой бизнес. Потому что стражи закона могут увидеть в их работе мифические схемы ухода от налогов и годами преследовать их, как самых отъявленных преступников. И это когда на отечественном рынке обуви проворачиваются реальные криминальные схемы, ввозится огромное количество контрабанды и массово продается контрафакт, который штампуют и внутри страны десятками миллионов пар в год. 

«ВН»: – Как такое возможно, когда повсюду трубят об импортозамещении, мерах поддержки промышленности и обелении экономики? 

–Я тоже задаюсь этим вопросом и предлагаю вам свои размышления, основанные на реальных фактах и личном опыте. Курс на замену импортных товаров в России был взят в 2014 году после присоединения Крыма и введения Западом антироссийских санкций. Предполагается, что через 10 лет на нашем рынке должна была преобладать доля собственных товаров народного потребления. Но этого не произошло. А в плане обуви мы не приблизились к этой цели даже наполовину. В отличие от Узбекистана, где с 2017 по 2023 годы объём производства обуви вырос с 10 миллионов до 246 миллионов пар в год. 

Ташкент

Ташкент

На мой взгляд, это ожидаемые последствия нашей трансграничной политики и легализации параллельного импорта. Сейчас вы можете ввезти в Россию любые товары без пошлин и НДС, если их общая стоимость не превышает 1 000 евро. На такую сумму можно наделать десятки пар поддельной или легальной обуви и завезти их посылками. Но это только мелкие ручейки в бурных потоках контрабанды и контрафакта, которые текут в промышленных масштабах по всей нашей стране. 

Если говорить про реальное состояние российского рынка обуви в 2023 году, то, мне кажется, наиболее точно о нем рассказали аналитики РБК. В своем ежегодном отчете они проанализировали данные более 530 крупнейших игроков российского обувного ретейла и учли все виды деятельности, включая теневую. Выводы ужасающие: на нашем обувном рынке 80% продаваемой продукции принадлежит иностранным производителям и только 20% – отечественным. Из этого же отчета следует, что почти половина российских обувных ретейлеров, которых, по данным ЦРПТ, около 100 тысяч, так или иначе занимается теневым бизнесом. 

«ВН»: – Страшные цифры. 

– Обратите внимание, что в 2023 году рынок обуви составляет почти 1% ВВП России и реально оценивается примерно в 1,5 триллиона рублей. То есть он большой и перспективный для отечественной продукции. Но на данный момент сплошь и рядом завален импортом, который часто завозится контрабандой и контрафактом. Также на этом рынке работают десятки тысяч криминальных магазинов, и только на долю поддельных кроссовок в интернете пришлось более 400 000 объявлений в 2022 году. 

Интересно, что об этом думают в ФНС России – самом эффективном ведомстве в мире, по версии наших чиновников. Еще больше интересно, какая Россия нужна этим «государевым слугам», когда согласно отчету РБК бренды ZENDEN и Ralf Ringer занимают 125 тысяч кв. м торговых площадей по всей стране, а магазины компаний «Смешные цены», «Планета обуви и одежды» и «Экономмаркет» – около 2 миллионов кв. метров! 

Андрей Павлов. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

«ВН»: – Что же получается, что импортозамещение – это миф?

– Как видно из цифр, на российском рынке обуви происходит не замещение импорта, а его прибавление, растет не количество белых и стабильных компаний, а доля теневого сектора. Но это еще не самое страшное. Наша страна уже проходила такие периоды, когда ее рынки были захвачены иностранцами, а дела велись через криминальные группировки. Самая большая опасность заключается в том, что те, кто должен защищать отечественный бизнес и помогать ему развиваться, почему-то этого не делают либо действуют очень избирательно. И это касается не только контрольно-силовых органов, но и других ветвей власти. 

В качестве примера приведу две российские компании, которые годами подвергаются давлению от налоговых и следственных органов, а чиновники при этом молчат. Это Ralf Ringer и ZENDEN. Про мою уже многие слышали, и поэтому мне бы хотелось рассказать про первую. Я считаю, что Ralf Ringer – это лучший обувной бренд из созданных и производимых в России. По крайней мере, он самый титулованный. Даже сейчас на рейтинговом портале «МаркаКачества» среди лучших российских производителей обуви среднего ценового сегмента ZENDEN побеждает как «лучший ассортимент для всей семьи», а Ralf Ringer – как «лучшее соотношение цены и качества». Все это говорит о том, что данный бренд как никто другой на российском рынке обуви достоин поддержки от государства в плане открытия новых производств и продвижения продукции. 

Вместо этого в 2021 году ИФНС № 15 по Москве доначисляет Ralf Ringer налоги, штрафы и пени на сумму 3,2 млрд рублей, потому что его единственный поставщик материалов «Промснабпоставка» был ему якобы подконтролен и не поставил часть оплаченных материалов в 2014–2016 годах. Дело в том, что ФНС проверяет всю цепочку контрагентов, и если кто-то из них не платит НДС, то предъявляет претензии конечной компании. Как раз для снижения налоговых и рейдерских рисков владелец Ralf Ringer Андрей Бережной и заключил договор с «Промснабпоставкой», которыая должна была совершать все закупки для компании и самостоятельно судиться с нечистыми на руку поставщиками. Но эти убийцы легального бизнеса в погонах применили ту же самую схему с подконтрольностью, как и в моем случае. В итоге были заблокированы счета Ralf Ringer, наложены запреты на регистрацию их транспорта и оборудования, а зарплата трех тысяч работников оказалась недоступна. 

Фото: Ведомости/ТАСС

Выходит, что данная ИФНС без каких-либо доказательств вины просто взяла и вычла с компании 100% купленных материалов за период налоговой проверки и начислила на всю сумму НДС и налог на прибыль. То есть, по мнению налоговиков, обувь долгие годы делали из воздуха. При этом даже независимая экспертиза, которая подтвердила, что на произведенную за этот период обувь было потрачено нужное количество материалов, не убедила этих налоговиков. Андрею Бережному пришлось обращаться в московское управление ФНС, которое спустя 8 месяцев снизило начисления до 1,37 млрд рублей. С августа 2022 года до сих пор идет оспаривание этой суммы через центральный аппарат ФНС, прокуратуру и различные суды. 

Мне неизвестно, сколько было поставщиков у компании «Промснабпоставка». Возможно, их было несколько сотен и кто-то из них нарушал закон. Руководству ФНС виднее. Ведь многие из этих «стражей закона» сами долгие годы кормились от схем с «однодневками» или даже были их организаторами. В любом случае налоговик, который подписал поддельный акт на 3,2 млрд рублей, должен быть привлечен к уголовной ответственности. Потому что он вор, бандит и член пятой колонны. Хватит уже либеральничать, пора наказывать реальных исполнителей криминальных дел, которые предпринимают попытки открытого шантажа и вымогательства. Что будет сотруднику ФНС при снижении суммы с 3,2 млрд до 1,3 млрд? Ведь он ошибся практически на 2 млрд. Для бизнеса такая ошибка в уплате налогов, зачастую вымышленная налоговиками, будет стоить уголовного дела. 

«ВН»: – Да, трудно представить себе такие суммы. 

– Удивлены этой историей? А вот я нет. Мою компанию точно так же варварски грабят с применением вымышленной схемы подконтрольности и снятием средств со счетов. За несколько дней до начала СВО мы получили акт выездной налоговой проверки за 2016–2018 годы на фантастическую сумму 2 млрд рублей. Угрозы от руководителя 6 МРИ ФНС Санкт-Петербурга по крупнейшим налогоплательщикам Урусовой Аллы Валерьевны стали приобретать четкие очертания. С её слов, те, кто не будет «договариваться», не имеют права работать на родной земле. Акт выездной проверки был сфальсифицирован пятью сотрудниками инспекции и подписан задним числом. Документы готовились 15.02.2022, акт был подписан 14.05.2021. Чего уже достаточно, чтобы признать его незаконным и возбудить уголовное дело на подписантов и их кураторов. Вместо этого, пройдя три этапа. сумма уменьшилась с 2 млрд до 0,8 млрд, а данная ИФНС даже не убрала откровенные ляпы из своего решения, в котором моя компания должна платить налоги с бизнеса партнеров, не имеющего к ней отношения. При этом мы не признаем ни одного из предъявленных обвинений. 

Фото: Александр Манзюк/ТАСС

В данной ситуации хорошо только то, что в отличии от Андрея Бережного у меня есть запас прочности в виде многопрофильности и диверсификации ZENDEN, большого оборота холдинга, а также нахождения производств в разных странах. У Ralf Ringer же все фабрики находятся в России и оборот в 3 раза меньше нашего. На момент атаки ФНС он был в районе 6 млрд рублей. Вот и представьте, что этому бренду выкатили счет на половину всего оборота, заблокировали все счета, а на самого владельца завели уголовное дело. Но самое главное, что это было сделано до вступления в силу решения ИФНС № 15 о доначислении налогов, то есть совершенно незаконно! Не говоря уже о том, что были нарушены сроки проверок на всех этапах. 

«ВН»: – Чего вы ожидаете от будущего? Ситуация станет лучше для нашего бизнеса?

– В качестве вывода по ситуации с Ralf Ringer приведу слова Андрея Бережного в интервью изданию «Монокль», с которыми я полностью согласен: «Сейчас бизнес живет по Налоговому кодексу. Например, у нас штат финансового департамента почти такой же, как у производства. Но налоговые органы используют карательные способы, чтобы просто забрать деньги и пополнить таким способом бюджет». 

В том же интервью Андрей Бережной заявил, что Ralf Ringer мог бы продавать в 3 раза больше собственной продукции, но так как будущее туманно, то инвестировать он не собирается. Получается, что итогом такой «системы сбора налогов» и неясной экономической модели России становится то, что сильнейшие отечественные бренды просто не хотят развиваться. При этом действия сотрудников контрольно-силовых органов, которые подписывали бумаги против ZENDEN и Ralf Ringer, хорошо укладываются в модель разрушения отечественной промышленности и любых попыток ее укрепить. 

Ну кто захочет создавать в нашей стране легальный средний и крупный бизнес, глядя на примеры «Двух сапогов», на которых нападают разбойники, прикрываясь ксивами стражей закона? Или глядя на то, как отечественная компания, несмотря на имеющиеся экспертизы, за три года не смогла засудить подрядчика, который допустил грубые нарушения при проведении бетонных работ? Последний случай произошел в 2016 году в Евпатории, где я хотел построить обувную фабрику «Крымшуз». Слава богу, что полноценные инвестиции были остановлены на начальном этапе, потому что местная судебная система сделала всё, чтобы преступники ушли от наказания. 

В модель могилизации научно-производственной экономики России также прекрасно вписывается бездействие Минпромторга, комитета Госдумы по промышленности и торговле, Ассоциации по защите бизнеса, уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей и подобных чиновников и депутатов, на глазах которых пытаются похоронить компании, честно работающие на благо нашего отечества. Как насчет того, чтобы все-таки защитить отечественный бизнес от коррупционеров и помочь ему наращивать производство необходимых населению товаров внутри страны? Или мы будем только слушать про невиданные успехи нашей экономики от оборонзаказа и цифровизации? 

В любом случае я надеюсь, что с Андрея Бережного и его компании будут сняты все претензии, а его наградят за выдающиеся трудовые достижения. Также надеюсь, что история с Ralf Ringer станет чёрной меткой десяткам сотрудников контрольных и силовых органов, включая главу ФНС Д. В. Егорова. Ведь он постоянно говорит о планах вывода из тени различных секторов нашей экономики. На деле мы видим, что вместо борьбы с криминалом налоговики провоцируют легальный бизнес на нарушение закона и создают законодательную базу для криминализации обычаев нормального делового оборота. Проще говоря, готовят для себя коррупционные «кормушки», убивая инвестиционно-деловой климат в России и тормозя ее экономику. А это прямое предательство интересов нашей страны и целенаправленный саботаж указов президента Российской Федерации В. В. Путина. 

В.В. Путин. Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Такая невеселая пока что история у нас. Но, конечно, в завершение хочется поздравить всех наших читателей с наступающим Новым годом. Пусть 2024 год принесет нам всем счастье и только полезные для экономики России изменения и события. 



Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ