50 дней на раздумье Путину, или Очередная шутка от Трампа

1 месяц назад

Дональд Трамп «великодушно» дал Владимиру Путину ещё 50 дней, чтобы «заключить сделку» по прекращению огня (Киев уже давно согласился с этим постулатом аморфного плана Трампа, кстати, интересно, как после склоки в Овальном кабинете изменилась риторика украинского президента касательного американского в сторону пения хвалы и дифирамбов: и, судя по заявлениям хозяина Белого дома, это не прошло даром!). Если и на этот раз Кремль проигнорирует «миротворческий посыл» 47-го президента США (его опасения понятны: такими темпами, коими идёт процесс окончания конфликта, Нобелевской премии мира, о которой, по мнению бывшего советника по нацбезопасности Джона Болтона, он бредит с того самого момента, как она была вручена Обаме, Трампу не видать как собственных ушей), то Трамп даст отмашку на ввод вторичных 100-процентных пошлин на российские углеводороды (как минимум не исключено, что под новые санкции подпадут и ещё какие-то товары), а также на то, чтоб завалить Украину оружием, правда, за счёт Европы (Франция, Италия и Чехия уже отказались закупать оружие у США с целью передачи его Украине), на что пока согласились всего семь стран.

Д. Трамп и В. Путин. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Но, как бы там ни было, смена настроения налицо (как заявила глава пресс-службы Госдепа США Тэмми Брюс, терпение Трампа по украинскому вопросу не безгранично (что-то подобное уже транслировалось официальными спикерами Вашингтона) и его «решение предоставить Украине дополнительные оборонительные вооружения является указанием на это», а в интервью ВВС сам американский лидер заявил: «Я разочарован в нем (в Путине. – Прим. авт.), но я с ним не закончил. Но я разочарован в нем» (любопытно, как решение важнейших геополитических вопросов регулируется не комплексом национальных интересов либо идеологических нарративов, но личными симпатиями и анти-, низводя искусство политики до – если пользоваться данной терминологией – простого самовыражения или – в лучшем случае – коммерческого проекта, наподобие «скульптур» Дэмиана Херста или «комбинированных картин» Роберта Раушенберга)). Или нет?

Определенно сказать нельзя. С одной стороны, учитывая ту линию, которую Трамп гнул по прекращению украинского конфликта, это явно прогресс, и не в пользу РФ: вторичные пошлины могут нанести ощутимый удар по доходности бюджета (особенно и без того сокращающихся нефтегазовых доходов). К тому же изменение позиции по продажам оружия (Трамп повторяет это каждый раз, как касается этой темы, видно, из-за страха потерять солидную долю своих сторонников, уже выказавшую неудовольствие в связи с данным решением Трампа) – тоже не является тактической победой Кремля, что, впрочем, очевидно (хотя и тут не обошлось без путаницы: у Трампа проскочила цифра в 17 Patriot, которые он готов передать, то есть продать Европе, чтобы та уже передала их Украине, которую, цифру то есть, Пентагон затруднился хоть как-то прокомментировать, более того: как пишет Schweizer Radio und Fernsehen, представитель немецкого оборонного ведомства не смог подтвердить, что системы Patriot уже в пути, а первые ракеты к ним уже переданы Незалежной, как заявлял Трамп; по его словам, ещё только на понедельник намечена видеоконференция в формате «Рамштайн», где и будут обсуждаться эти вопросы – видимо, очередная шутка Трампа, на которые он не скупится, начиная ещё со своей предвыборной кампании, когда он обещался завершить украинский конфликт за 24 часа и до своей инаугурации (или же медленно, но верно вступает на скользкую тропу Байдена?)).

Но с другой, беря во внимание уже три двухнедельных срока, которые он давал Кремлю и по истечению которых лишь делал вид, будто никаких временных границ он не выставлял, можно вполне предположить, что все будет так же и на этот раз. Правда, есть два отягчающих момента. Первый: по прошествии 60-дневного срока, который он давал Ирану для подписания ядерной сделки, он все же решился на бомбардировку ядерных центров Исламской республики.

Но тут надо понимать, что Россия – это не Иран: Россия уже обладает ядерным оружием, арсеналы которого вполне сопоставимы с американскими. К тому же США подключились к израильским атакам ровно в тот момент, когда это было для них безопасно: после уничтожения Моссадом систем иранских ПВО американским бомбардировщикам практически ничего не грозило. В случае с РФ такого шанса явно не представится. Поэтому вряд ли стоит воспринимать всерьез слова сенатора США Линдси Грэма*, заявившего, что «если Путин и другие задаются вопросом, что произойдёт на 51-й день, я бы посоветовал им позвонить аятолле». К тому же, как пишет издание Axios, ссылаясь на источники, знакомые с ходом частной беседы Трампа с французским президентом Эммануэлем Макроном, хозяин Белого дома рассказал, что Путин сообщил ему в ходе недавнего телефонного разговора, что «в течение следующих 60 дней он предпримет новые усилия по оккупации территорий вплоть до административных границ украинских регионов, в которых Россия имеет значительные позиции». И с этой точки зрения, то есть если эта информация соответствует действительности, эти 50 дней выглядят как очередная уступка/компромисс: можно подумать, что Трамп надеется, что за этот срок Путин реализует свой план и будет готов сесть за стол переговоров (ну или же принудить Киев к капитуляции).

И второй: уже касательно пошлин. The New York Times по этому поводу пишет: «Масштабы взаимной торговли Китая с Россией – почти 250 миллиардов долларов в год, включая огромный импорт нефти – означают, что выполнение этой угрозы приведет Трампа к конфронтации с Пекином. Аналитики считают маловероятным, что Трамп рискнет возобновить конфронтацию со второй по величине экономикой мира из-за Украины, судьба которой, по его словам, не имеет жизненно важного значения для Соединенных Штатов». Но это – лишь вершина айсберга. Если Трамп введёт обещанные вторичные пошлины, то вряд ли это подействует на Китай, который, по всей видимости, продолжит экономические отношения с РФ (как передает The Telegraph, Си Цзиньпин на встрече с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым пообещал России «более глубокую» поддержку на фоне ультиматума Трампа). А это будет означать чуть ли не полное прекращение торговли между США и Поднебесной (объемы которой, заметим, куда более значительные, чем Китая с Россией), а учитывая критическую зависимость некоторых отраслей США от китайских редкоземельных металлов, данный сценарий выглядит несколько фантастическим. Плюс к этому надо понимать, что российские углеводороды закупает не только Китай, но и Индия с Бразилией, которые тоже могут проигнорировать американские пошлины. То есть выходит, что введение пошлин грозит конфронтацией с главной троицей стран «Большого Юга». Причем российские энергоносители продолжают покупать и некоторые европейские страны, что в контексте анонсированных 30-процентных пошлин против ЕС может привести к очень жёсткой торговой войне, одновременно переориентировав Европу на Китай. Таким образом получится, что в результате действий Трампа не Россия, а США окажутся в экономической изоляции, что, в свою очередь, может привести к очень негативным последствиям не только для Америки, но и самого Трампа (не будем забывать, что не только его последние решения по украинскому треку вызвали большое недовольство среди сторонников MAGA и его однопартийцев, есть ещё «дело Эпштейна», которое педалирует обиженный на Трампа Илон Маск и которое могут попробовать раскрутить демократы (гипотетически, если доказать, что Трамп был одним из клиентов скандального финансиста и по совместительству поставщика сексуальных услуг, это вполне может потянуть на импичмент). Поэтому крайне сомнительно, что Трамп прибегнет к такому инструменту давления: себе дороже.

И поэтому же совершенно понятно спокойствие российской стороны: «50 дней, было раньше и 24 часа, было и 100 дней, мы всё это проходили. Против нас и так уже беспрецедентное количество санкций объявлено – справляемся. Я не сомневаюсь, что мы справимся. Зная наших партнеров, я не вижу, как они могут отказаться от своей независимой политики. У них есть обязательства», – так прокомментировал ситуацию Сергей Лавров. И что-то подсказывает, что на этот раз он вряд ли блефует. В Кремле прекрасно понимают, чем чревато для самих США и лично Трампа введение этих пошлин. Например, как пишет Reuters со ссылкой на три источника, близкие к Кремлю, Владимир Путин не намерен прислушиваться к угрозам Трампа, продвигая свое видение окончания конфликта, который будет длиться до тех пор, пока Украина и Запад не примут его условия (причем если наступление пойдёт по позитивному сценарию и российской армии удастся обрушить украинский фронт, эти условия могут ужесточаться). «Россия будет действовать, исходя из слабости Украины», – заявил один из собеседников издания, добавив, что «если сопротивление обрушится, то последует еще более масштабное завоевание Днепра, Сум и Харькова». По словам другого источника, Трамп имеет не такое уж большое влияние на российского президента, как следует из его слов. О том же пишет и The New York Times, отмечая, что нет никаких сигналов, что РФ может изменить свою политику на украинском треке. Ссылаясь на источники, близкие к Кремлю, издание сообщает, что Владимир Путин полагает, что его позиция куда более выигрышна, чем украинская, поэтому не намерен завершать конфликт без серьезных уступок со стороны Незалежной (в противном случае, то есть если Киев не пойдет на эти шаги, у Путина есть уверенность, что он может достичь ещё большего прогресса – вплоть до полного разгрома ВСУ и капитуляции Киева).

Исходя из этого можно с высокой долей вероятности предположить, что ультиматум Трампа – это не более чем очередные «две недели»: не будет никаких пошлин. Тем не менее все же есть расклад, при котором Трамп может пойти на эскалацию, например, поставить Украине те же дальнобойные ракеты (и вряд ли это будут «Томагавки», о возможности поставок которых писала WP, так у Украины нет подходящих платформ для их запуска). Если за это время (а он теоретически должен понимать, что Путин проигнорирует его угрозы) не произойдет нечто такого, из-за чего Трамп будет вынужден реагировать. То есть если его самомнение не будет окончательно уязвлено.

Впрочем, тут речь даже не столько о самомнении, сколько о мании величия. И вот на этом можно будет сыграть. Тогда он вполне может и пошлины ввести, и завалить Украину оружием – только чтобы доказать, что он не какой-нибудь там лузер, а самый могущественный человек на всей планете, перед которым все должны падать ниц. Но что-то подсказывает, что этого не произойдет. По всей видимости, Трамп просто тянет время, надеясь на то, что решение по украинскому вопросу всплывёт само собой, ибо, надо полагать, он элементарно не понимает, как ему действовать в данной ситуации: в своей политической практике он ещё не сталкивался с таким сопротивлением, которое ко всему прочему крайне сложно подавить (ядерное оружие является сильным фактором). И он в полной растерянности, а делать что-то надо. А то так можно и лузером прослыть. Вот Трамп и пытается изобразить крутого парня, угрожая то тем, то этим. Но на практике все это не более чем акт бессилия. Поэтому не исключено, что на 51-й день, чем пугал американский сенатор, Трамп изречет заветное: что в его ультиматуме – неужели все восприняли его слова за чистую монету?! – есть что-то от шутки. Что следует понимать как все. И ничего, кроме шутки.

*Внесен в реестр экстремистов и террористов в РФ



guest
0 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ